Реклама


Главная страница
Робот - это миф
Доклад Сергея Тетерина в Глазго, май 2004


Я хочу поделиться некоторыми мыслями, которые возникают у меня после двух лет размышлений над работами, поступившими в собрание Машинисты. Не отрицая очевидного значения научных и технологических новинок, связанных с искусственным интеллектом, я хотел бы обратить внимание на менее очевидный, возможно даже потаенный психологический аспект. Мне особенно интересны изменения в сознании человека-художника в результате арт-сотрудничества с искусственным интеллектом, или просто с любой автоматизацией творческого процесса. Возможно, наиболее удивительные открытия ожидают нас не со стороны разумных машин, а со стороны людей, долгое время и плотно работающих с ними в союзе.

По моему мнению, творческие взаимоотношения человека и машины гораздо более запутанны и иррациональны, чем это принято думать. Что мы представляем себе, когда говорим слово "робот"? Большинство людей скорее всего представят себе некоторый миф, который вроде бы уже стал реальностью. Такими мифами много столетий были полеты по воздуху и самодвижущиеся повозки. В ХХ веке эти мечты реализовались, как и многие другие. Возможно поэтому мы хотели бы считать, что и "робот" - вполне реализованная мечта.

Слово "робот" придумал чешский писатель Карел Чапек в 1920 году. Однако еще Гомер описал в "Илиаде" мифическую подручную бога-кузнеца Гефеста - механическую деву из чистого золота. Согласно другой легенде, в 13 веке ученый и богослов Альберт Магнус построил робота, который "имел человеческую фигуру", отдельные части были выкованы под "влиянием определенной звезды". Этот механический слуга мог говорить, отвечал на все вопросы и сам беседовал, не дожидаясь подсказок. Далее мы помним чешский миф о Големе, который двигался как человек благодаря каббалистическому заклинанию. Историй о механических подобиях человека довольно много, и люди обычно относились настороженно к самой идее подмены человека машиной.

Фестиваль Машиниста имеет несколько провокационную тему - "Машина вместо художника". И те, кто с интересом ныряет в ворох предложенных онлайн работ, и те, кто возмущенно отворачиваются от фестиваля, отрицая саму возможность "искусства из машины", в некоторой степени движимы той самой древней мечтой - или страхом - внезапно встретить чудо-автомат, который стопроцентно заменяет художника, действует как художник и является им. Во всяком случае, в России нам постоянно задают вопросы о возможности подобной чудо-подмены. И тут мы имеем дело именно с мифическим сознанием, когда люди сами того не осознавая завышают свои претензии к роботу и делают понятие "робот" чем-то похожим на понятие "ангел". То есть то, что у них в голове, упорно не желает соглашаться с тем, что они видят, глядя на настоящих роботов. Посмотрим на смешную схему.


У человека есть родители. У робота - создатели, девелоперы.
 
У человека есть учителя. У робота есть также есть те, кто наполняет базу его интеллекта, отлаживает алгоритмы и исправляет баги в ответах.

Но дальше начинается разница. Пройдя обучение, человек действует самостоятельно. Он становится художником и делает свою работу под влиянием собственных мотиваций. Слава, деньги, что угодно.

А у робота-художника должен быть человек, который все время будет нажимать кнопку, чтобы робот делал работу. У машины-художника нет художественной воли.
 

Что еще не хватает машине, чтобы действительно стать художником? Я бы добавил еще принцип удовольствия, чувство прекрасного, немного лени - список может получиться огромным. Но первым в списке возможно должна стать свобода от человека. Машина должна перестать зависеть от человеческих команд и существовать сама по себе. Я бы хотел увидеть такую машину.

Более рациональная точка зрения на достояние Машинисты позволяет мне рассматривать автономно работающие в искусстве автоматы как изощренный и авантюрный творческий метод, которым пользуются их авторы-люди. В конечном счете они остаются подлинными авторами всего, что делает машина - потому что люди задают алгоритмы и разбирают результаты. Возможно, это напоминает автоматическое письмо дадаистов и психоделические опыты Уильяма Берроуза и Брайана Гайсина. Вместо употребления наркотика или абсента автор Машинисты просто нажимает Enter  и наблюдает, как появляется то, что никогда не появилось бы в его нормальном состоянии сознания. Есть в этом и родительский элемент отношения. Также можно говорить о том, что в начале 21 века у нас появилось новое поколение творческих инструментов, которые способны частично копировать человека и его творческие усилия. Эти мысли вдохновляют тем более, что все мы понимаем бесконечные возможности цифрового копирования самих этих инструментов, в результате чего вся Вселенная может рухнуть перед натиском деятельных и мутирующих бликов-отражений всего только одного человека-оригинала.
 
Простите, если я запудрил вам мозги немного, я хотел не опровергнуть ваши суждения, а хотел просто намекнуть на многостороннесть и недо-исследованность темы, которой мы занимаемся.
 
 
 
* Поделитесь ссылкой на этот материал:

 
 
« Пред.   След. »