ПОЭТОФОН (от греч.
poiētēs — поэт и φωνή — голос, звук) – авторское художественное
устройство, которое сконструировал пермский медиахудожник Сергей Тетерин
в 2010 г. Премьерный показ публике состоялся 11 июня 2010 в книжном
магазине «Пиотровский» в городе Перми по адресу: ул. Луначарского, д.
51А. В настоящее время поэтофон находится в частной коллекции в США.
Поэтофон
представляет собой аппарат для астральной связи с русскими
поэтами-футуристами, а именно: Бурлюком, Маяковским, Крученых,
Каменским. Во время первой презентации (т.н. «водружении») поэтофона читали знаменитую пятиугольную книгу "Танго с коровами", а над
аудиторией витал дух пермяка-футуриста Василия Каменского, вызванный с
помощью устаревших, но всё ещё действительных технологий записи
VHS. Все участники и зрители премьерного показа поэтофона смогли
услышать голоса легендарных русских футуристов и увидеть пролетающую над
ними тень Василия Каменского. Пролетая над головами зрителей, Каменский
играл на гармони и выкрикивал футуристическое заклинание-стих (неразборчиво).
как работает поэтофон - видео
Список
речей поэтофона (всего 12 треков):
Василий Каменский - Соловей
(1916) 02:22 Алексей Крученых – Дыр Бул Щыл (1912) 00:11
Алексей
Крученых - Отрава (1920) 02:48
Алексей Крученых – Боен-Кр
(1922) 01:33
Алексей Крученых – Роман по телефону (1951) 01:45
Василий
Каменский – Как я живу (1959) 07:12
Владимир Маяковский –
Послушайте! (1914) 00:58
Владимир Маяковский – Необычайное
приключение (1920) 01:49
Владимир Маяковский - А вы смогли бы? (год
записи неизвестен) 00:32
Владимир Маяковский – Гимн судье
(1920) 02:25
Владимир Маяковский – Военно-морская любовь (1920)
01:01 Давид Бурлюк – Закат-маляр (год записи неизвестен) 00:27
Первоисточник
записей: интернет-архив ubu.com
Скачайте одним архивом (83 Mb): www.teterin.ru/poe.rar
"Призрак Василия
Каменского"
+ Сергей Тетерин о поэтофоне - в интервью для интернет-издания СОЛЬ:
Фото и текст: Иван Козлов / Соль
— С какими проектами вы в этом году будете на «Живой Перми»?
—
В этот раз я решил участвовать в литературном разделе фестиваля. Так
совпало, что мне давно хотелось сделать проект для книжного магазина
«Пиотровский». Как только я пришел туда впервые, я был очарован его
атмосферой. К тому же я нашел там Сергея Панина — старого товарища по
литературному объединению «Одекал», в котором я состоял в девяностые
годы. И мне пришла в голову идея создать некое устройство, которое
уместно смотрелось бы именно в этом магазине. Для произведения ведь
недостаточно только того, что оно хорошо сделано или сделано художником с
именем — оно еще должно быть помещено в правильное место. Это тоже
играет огромную роль. «Поэтофон», который я заканчиваю конструировать —
как раз такое устройство.
— И что
«Поэтофон» собой представляет?
— Внешне это такой архаический
телефон начальственного вида, в который встроены голоса русских
поэтов-футуристов. В том числе пермского футуриста Василия Каменского,
которого я не так давно заново открыл для себя. Мне кажется, Каменский
через пару лет может стать очень популярным в Пермском крае.
—
Почему именно Каменский? Нельзя сказать, что это имя на слуху у
горожан.
— По-моему он как пермяк, который родился на Каме, сорок
лет прожил в этом городе и воспевал и его, и Каму как только мог,
все-таки заслуживает памяти. Другое дело, сейчас идет некая рефлексия по
поводу Каменского как одной из эмблем советской пропаганды, но, думаю,
пройдет несколько лет это забудется. И пермяки вспомнят, что он —
единственный пермяк-футурист, друг Маяковского и Бурлюка. Я уж не
говорю, что этот человек фактически стал первым авиатором края. Между
прочим, этот тот самый пермяк, который изобрел слово «самолет». До
Каменского эти летательные аппараты называли на французский манер —
аэропланами.
— С кем-то кроме Каменского ожидаются
спиритические сеансы?
— В «Поэтофоне» будут звучать и другие
голоса — уникальные записи Маяковского, Бурлюка, Крученых. Мне, кстати,
администрация магазина пошла навстречу — у нас появится возможность
немного приглушить свет, чтобы прямо в магазине над головами зрителей
пролетал призрак Василия Каменского, играющий на гармони и выкрикивающий
нечленораздельные футуристические заклинания. Своеобразная игра со
звуками — смысл понять невозможно, зато можно наслаждаться видом
происходящего. Еще во время «водружения» Поэтофона на свое место (в
магазине пообещали выделить специальную полку) запланированы спонтанные
чтения пятиугольной футуристической книги 1914-го года — «Танго с
коровами» Василия Каменского, у меня есть репринтная копия.
—
То есть «Поэтофон» обретет свое постоянное место в городе?
— Не
знаю насчет этого, все-таки я автор произведения, я, может быть, хотел
бы его еще куда-то свозить, например, на львовскую конференцию,
посвященную Давиду Бурлюку, в сентябре. Но с другой стороны, если уж
такое устройство должно находиться где-то в Перми, то почему оно должно
валяться у меня в чулане? Пусть лучше будет доступно публике в
«Пиотровском».
С 18-го ноября по 17 декабря 2010 Поэтофон выставлялся на Биеннале БУМЕРАНГ в Музее на Речном.
Специально
для Биеннале была подготовлена "виртуальная версия" Поэтофона - в виде трех
действующих прямых телефонных номеров с голосами Владимира Маяковского,
Василия Каменского и Давида Бурлюка. Таким образом, неразлучная троица
друзей-футуристов получила пермскую прописку и вполне реальные визитные
карточки, которые раздавались на выставке в Перми.