Реклама


Главная страница arrow Поэтофон 2010
Пермский Звериный Стильный Мобильный

Летом 2000 года пермская компания мобильной связи "Восемьсот" заключила со мной договор о поддержке проекта "Пермский Звериный Стильный Мобильный". Я взялся за разработку с энтузиазмом. Кроме всего прочего, я стал владельцем первого в своей жизни мобильного телефона "Motorola StarTac Elite", разговаривать по которому я мог неограниченно.

"Пермский Звериный Стильный Мобильный" (2000)

концептуальный проект. Идеология: Сергей Тетерин. Дизайн: Дмитрий Кавко.

Воспоминания автора из книги "Электро утопия" (Сергей Тетерин, 2001 г.):

История с "Пермским Звериным Стильным Мобильным" - это один из тех исключительных случаев, когда коммерческие интересы не вредят первичному художественному замыслу. Летом 2000 года я получил от Андрея Дубовскова, директора новой пермской сети мобильной связи "Восемьсот", заказ на разработку оформления серии телефонных карт. Тогда я уже решил завязать с рекламным делом, и мне хотелось сделать что-то необычное, выходящее за рамки рекламы. Мне удалось убедить Андрея, что одна из сторон телефонной карты - это маленькая площадка, на которой может поместиться полноценное художественное произведение. Не красивый дизайн, не рекламный посыл, а именно произведение искусства, которое должно быть создано по своим законам. И мне предоставили эту площадку для искусства.

В результате на свет появились четыре карты, объединенные девизом "Пермский Звериный Стильный Мобильный". Первоначальные эскизы воплотил в цвете Дима Кавко, первоклассный дизайнер, с которым мне и раньше доводилось работать. Через несколько месяцев работы яркие разноцветные карты были напечатаны на пермской фабрике "Гознак" и отправлены в магазины моего родного города.


 


По своей сути, эта серия карт представляет собой простейшее эзотерическое послание. (Разумеется, зашифрованное). Ключом к шифру выступает "пермский звериный стиль", магический язык рисунков древних коми-пермяков. В средние века на территории Пермской области развернулось колоссальное производство магических украшений из бронзы, которые были необходимы для ритуалов обращения к богам. Эти украшения воплощали простейшие оккультные эмблемы, иллюстрировавшие основные идеи уральской мифологии: три мира (верхний ангельский, средний человеческий, нижний мир духов), небесная богиня, звероящеры, трехглавые волшебные птицы. Сюжетов - сотни, отчетливые комментарии отсутствуют, ученые только строят предположения...

Главной идеей моей серии телефонных карт стала идея нового ощущения мобильности, которую дает сотовый телефон человеку. Безусловно, человек с мобильным телефоном - это человек-на-линии, "подключенный человек". Его мобильность и подключенность является наиболее впечатляющей и реальной в современной Электронной Деревне. В реальном, неэлектронном мире принцип мобильности символизируют птицы; в искусственно сгенерированном киберпространстве люди становятся как боги и подменяют собой богов, что отражено в картах "Восемьсот". Если разобраться в сюжетах серии, то внимательный эксперт заметит, что в карте "Люди мобильны" фигурирует божественный персонаж, а на карте "Боги мобильны" изображен человек как он есть по представлениям коми-пермяков. То есть единый в трех душах: душа-птица (сидит на плечах), человекоподобная душа (в центре) и душа-собака под ногами. Иногда вместо собаки может использоваться образ мыши.

Эта эзотерическая подмена характеризует общую инверсию человека и Бога в киберпространстве, которая выражается в подмене Бога человеком (или во взаимном отражении Бога и человека). И в этом нет ереси - это законы пространства, которое производится самим человеком.

Может быть, нечто подобное описывал суфийский мистик Байазид, рассказывая о пережитом "мистическом полете" в поисках Бога на расстояние трижды тридцати тысяч лет, в конце которого он не обнаружил ничего, кроме самого себя, восседающего на Божественном троне за скрывающей Бога завесой... В киберпространстве человек приближается к Богу, завеса падает - и на троне человек видит сам себя.

Последняя, четвертая карта - это карта-джокер. "Активное время - прямая трансляция человека". Речь идет о новом формате времени в киберпространстве, о превращении человека в сигнал, о появлении человека как сообщения.

Человек - это сообщение.

Это недоказуемая аксиома, осознание которой приходит только с опытом "жизни-на-линии". "Подключенный человек" (или городской тун) начинает воспринимать время как нечто пространственное, что можно с определенной точки зрения окинуть взглядом, взглянуть на прошлое и увидеть будущее. Джо Ромондо называл это "посмотреть за углом". Время видится как пространство и как активный процесс, все события которого развиваются очевидно - как автомобили двигаются по дороге, которую можно увидеть, например, с вертолета. Время сжимается, становится пластичным, поддающимся человеческому воздействию - если вы и вправду смогли переселиться в Третью реальность, такие воздействия будут вам по силам.

Это безусловно магическая точка зрения, совершенно особая форма описания мира. Возможности, которая она открывает перед усвоившим ее человеком, можно считать безграничными.


ДАЛЬНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ПРОЕКТА.

В июне 2010 на фестивале "Живая Пермь" были представлены репродукции  проекта "Пермский звериный стильный мобильный" в центре "Любимов"

Фото: [info]senat_perm


видео: Армен Петросян

* Поделитесь ссылкой на этот материал:

 
« Пред.   След. »