Реклама


Главная страница arrow Библиотека arrow Флэшмоб как социальное творчество
Флэшмоб как социальное творчество
А на Невский слетелася стая сапог,
А на Невском такая стоит кутерьма...
Ю. Шевчук

Творческий процесс всегда был одним из важнейших инструментов выражения как собственной человеческой индивидуальности, так и отражением норм и правил массового сознания, которые закреплялись в продуктах творчества. Для осуществления творчества необходима активизация всех духовных сил человека. В процессе вхождения в творчество идет постепенное повышение как интеллектуального, так и эмоционального уровня субъекта, а значит, процесс творчества предполагает напряжение всех психофизических сил индивида. Поэтому творчество может быть охарактеризовано как наивысшая форма интенсивного развития психоинтеллектуального уровня человека. Во время творчества человек переходит на качественно новую ступень восприятия окружающей действительности: он познает мир, осознает свое место в нем с позиций неведомых ранее новых перспектив. Создание нового влечет за собой нарушение сложившихся субъектно-объектных связей, приводит к трансформации реальности. В итоге индивид вынужден подгонять себя под реалии вновь созданного бытия.
Рассмотрение свободы как независимости индивида, проявляющейся в его творческой силе, позволяет определить свободу как созидание добра и зла. С момента возникновения состояния творческой активности наступает освобождение, так как индивид, сделав свой выбор между добром и злом и одновременно создавая норму, различающую добро и зло, начинает идти творческим путем. Творческая активность выступает как адекватная реализация свободно выбранных целей и намерений субъекта, как особая сфера позитивного содержания человеческой свободы. «Творчество раскрывает то, что человек утверждает в мире в формах собственной свободы», а значит, тем самым разбивает оковы отчуждения.
Социальное творчество — это деятельность, направленная на преобразование социального мира в соответствии с потребностями человека. Социальное творчество выступает как диалог особых, уникальных субъектов, способных выступить со-творцами.
Возрастающая потребность в общечеловеческом, родовом единстве современного человека дополняется стремлением к объединению в сообщества, ценностно-нормативный материал которых становится ему опорой. Способ такого объединения и нормативно-ценностная база, лежащая в основе его целеполагания, выступают в качестве исходных компонентов новой социальной формы — продукта социального творчества.
Таким образом, современное социальное творчество — это ненасильственное создание людьми новых форм организации собственной жизни в соответствии со своими собственными предпочтениями. Социальное творчество отличается от индивидуального тем, что направлено на общественные отношения и не может осуществляться без согласования интересов всех вовлеченных в этот процесс людей. В этом отношении социальное творчество является противоположным полюсом отчуждения и угнетения, а также способом их преодоления. Отчуждению всегда противостоит социальное творчество — актуальная способность Человека непосредственно творить историю, свой мир и себя самого.
Одной из важных черт современной социальной мифологии является феномен массового мифотворчества, приобретающего порой неожиданные формы. Строительным материалом для такого мифотворчества оказывается сама социальная реальность, представленная в комплексе социальных коммуникаций. На короткое время новые мифотворцы рекомбинируют правила социального взаимодействия, превращая их в мифологическое сообщение.
Ярким примером такого мифотворчества выступает феномен флэшмоба. Флэшмоб (от англ. flashmob - «вспышка толпы», «мгновенная толпа») - это технология, которая позволяет любому количеству людей, договорившись посредством Интернета, синхронно совершать заранее согласованные действия. На практике это выглядит примерно так: толпа неожиданно появляется в заранее установленной точке в заданное время. Затем участники акции совершают предварительно определенное действие, после чего быстро расходятся. Флэшмоб не преследует никаких целей, проводится просто для получения удовольствия.
Первый случай флэшмоба выглядел следующим образом. Скоординировав свои действия с помощью электронной почты и sms-сообщений, сто пятьдесят человек внезапно появились 17 июля 2003 г. в мебельном отделе одного из супермаркетов Манхэттена. Каждый попросил продать ему «коврик любви для загородной коммуны» ценой в десять тысяч долларов. Нестандартность ситуации способствовала крайнему изумлению со стороны продавцов и службы охраны.
Некоторое время спустя в центре Лондона 600 человек одновременно захохотали и разошлись. В Лувре 100 человек синхронно упали на пол. В Риме 300 человек вошли в книжный магазин и дружно попросили несуществующую книжку. В Берлине толпа собралась рядом с американским посольством. Все одновременно откупорили бутылки с шампанским и на протяжении трех минут в унисон выпивали «За Наташу!». В Денвере толпа в 400 человек рассредоточилась по нескольким этажам здания. «Пинг!» — кричали стоявшие внизу. «Понг» — отвечали им сверху.
Вскоре флэшмобы стали происходить в России. 17 августа 2003 г. в Санкт-Петербурге на перроне Московского вокзала двадцать человек встретили поезд Москва—Санкт-Петербург, держа таблички с надписями «Общество анонимных алкоголиков. Татьяна Лаврухина». 21 сентября 2003 г. в магазине бытовой техники на Московском проспекте к продавцу подошел человек, интересующийся большой аудиосистемой. После подбора подходящего варианта псевдопокупатель достал компакт-диск и попросил проверить с его помощью звук. Зазвучала танцевальная мелодия, и 50 покупателей, рассматривавших технику в разных частях зала, начали танцевать. Когда музыку выключили, толпа разошлась. В Одессе примерно 50 человек в черном простояли минуту молчания и возложили по два цветка к ногам резинового клоуна при входе в «Макдональдс».
Рассмотрим механизм организации флэшмоба. В секторах Интернета, поддерживающих обратную связь (специализированные флэшмоб-сайты, чаты, живые журналы), выносится предложение о проведении конкретной акции, содержащее ее сценарий. Если сообщество, сформированное вокруг данного Интернет-ресурса, поддержит предложение (путем голосования, явного или даже молчаливого одобрения), то флэшмоб становится реальностью. Сценарий может быть результатом как индивидуального творчества, так и коллективного. В любом случае авторы остаются анонимными.
Несмотря на подчеркнуто стихийный характер флэшмоба, отрицающий всякое персонифицированное руководство, он возможен только при единообразном поведении участников, когда индивидуальные импровизации сведены к минимуму. Поэтому участниками флэшмоб-акций были сформулированы несколько основополагающих правил, которые ни в коем случае нельзя нарушать:
1)    отсутствие централизованного руководства. Никто не может персонифицировать власть во флэшмобе, а значит, каждый может стать координатором акции;
2)    полная демократия. Акции проводятся путём голосования. Никто не обязан приходить на акцию, которая ему не нравится. Каждый волен проводить свои акции, если соберёт достаточное количество желающих принять в ней участие;
3)    несовместимость с политикой. Акции флэшмоба не могут иметь политической направленности. Этим флэшмоб радикально отличается от альтерглобалистских акций, схожих с ним как по методам организации, так и по эстетическому оформлению;
4)    полный отказ от любых денежных отношений. Никто не может взимать деньги за участие во флэшмобах и никто не может платить деньги за участие во флэшмобах;
5)    полный отказ от освещения флэшмоба в СМИ. Так как основной задачей флэшмоба является желание удивить окружающих, как можно меньше людей должны знать о самом существовании флэшмоба. Все попытки СМИ выйти на связь с мобберами заканчиваются решительным отказом со стороны последних. Для предотвращения попадания СМИ на место проведения акции разработано несколько защитных механизмов;
6)    полная деперсонификация. Участники флэшмоба должны как можно меньше знать друг о друге или, как минимум, не демонстрировать своего знакомства.
Показателен тот факт, что создатели правил никому не известны, так как эти правила одновременно генерировались во множестве центров флэшмоба по всему миру и быстро распространились через Интернет. Кроме правил был выработан ряд инструкций, касающихся методов реализации флэшмоба. В общем виде эти инструкции выглядят примерно так:
1)    хорошо изучи сценарий и перечитай его за час до флэшмоб-акций;
2)    синхронизируй свои часы в метро;
3)    приезжай на место заблаговременно, но жди в отдалении, не провоцируй создания толпы;
4)    не приезжай на флэшмоб в группе более двух-трех человек. Увидев знакомых перед акцией, не здоровайся и не общайся с ними;
5)    не говори о флэшмобе, ни перед флэшмобом, ни во время флэшмоба, ни после флэшмоба;
6)    окажись на месте десять секунд до начала флэшмоба;
7)    строго следуй инструкциям в сценарии. Не выделяйся из толпы;
8)    не смейся!
9)    на вопрос «Что здесь происходит?» отвечай: «Я здесь случайно... Все кричали — и я кричал»;
10)    не оставайся на месте проведения акции после флэшмоба;
11)    фото- и видеосъемку нужно вести крайне скрыто. Лучше вообще от нее отказаться.
Устойчивость правил проведения флэшмоба повышает требования к новизне его содержания. В этом отношении флэшмоб постоянно развивается, распадаясь на все новые формы и разновидности. Наиболее известны:
—    mob (официальный моб) — флэшмоб-акция, проводимая после общего голосования и массовой рассылки сценариев всем зарегистрированным пользователям флэшмоб-сайта. Например: «Серая площадь. Холод. Кто-то ждёт, кто-то просто проходит мимо. Всё как обычно. Но вдруг появляются мобберы. У каждого из них в руках цветок. Все они улыбаются. Мобберы рассредотачиваются на площади по-одному, двое, трое и начинают гадать на цветке, но не так как обычно (любит, не любит). Отрывая лепесток, они всегда говорят «любит». С каждым новым лепестком улыбка всё шире и шире. Оторвав последний лепесток, мобберы берут его в ладонь и сказав «любит» в последний раз сдувают его (стебелёк положить в карман!). Мобберы исчезают, а площадь остаётся в редких лепестках»;
—    x-mob (experimental mob) — является лабораторией флэшмоба и поиском новых форм существования движения, отличается высоким уровнем секретности и распадается на множество подвидов. К примеру, участниками лаборатории на www.fmob.ru был предложен такой сценарий, отличающийся от традиционного флэшмоба ярко выраженным распределением ролей: «В оживленном месте идут двое, несут стол. Потом останавливаются, ставят его и уходят. Другие случайные прохожие ставят на стол по одному предмету. Все предметы следуют в определенном порядке. Каждый следующий участник проходит мимо стола и что-то ставит лишь через несколько секунд после того, как отойдет предыдущий. Прохожие ставят: 3-й -скатерть; 4-й - 9-й - тарелки; 10-й - 15-й - вилки; 16-й - вазу; 17-й -цветы; 18-й - 23-й стаканы... И так далее, пока стол не будет накрыт. Последний ставит табличку «СТОЛ ЗАКАЗАН». Затем по истечении 5-10 минут все начинает постепенно убираться в обратном порядке»;
—    n-mob (нонспектакулярный mob). С помощью приближенных к повседневности заранее оговоренных действий, ничем не отличающихся от действий окружающих, участники пытаются смоделировать едва уловимое коллективное социальное пространство. Этот  вид  направлен   на  «нехимическое»  достижение  состояния измененного сознания. Отсутствует задача произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видят ли участники действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Не так давно в Москве прошла следующая акция: в определенное время около памятника Пушкину появилась девушка с цветами, а напротив нее молодой человек с фотокамерой. Пока молодой человек возился с камерой, к девушке быстро стали подходить люди. Буквально через минуту рядом с ней стояло около сотни человек. После этого оператор быстро сделал несколько снимков, толпа подняла руки вверх и крикнула: «Мы вместе!», после чего мгновенно растворилась в московских переулках;
—    l-mob (long-mob) — на протяжении длительного времени или пространства участники реализуют определенный сценарий, что позволяет перепрограммировать общепринятый распорядок жизни и напоминает определенный ритуал. Пример такого сценария: «Вы заходите в кофейню и видите стенд с рекламными открытками. Free cards. Вы берёте открытку, две, и... нет, не кладёте их в сумку. Вы садитесь за столик и пишите письма. Письма на открытках. Письма людям, о чём угодно, кому-нибудь. Вы допиваете кофе/чай и кладёте открытки обратно. Вы выходите с улыбкой. И ждёте ответа. Или не ждёте»;
—    r-mob (internet mob) — общее название для всех видов акций, реализуемых в виртуальных публичных пространствах и не выходящих за пределы Интернета (chat-mob, news-mob, voting-mob). 8 февраля 2007 года около 35 мобберов из России вышли в Сеть, чтобы обсудить важнейшие политические проблемы современности на выбранном наугад интернет-форуме. По воле случая это оказался сайт англоговорящего сообщества www.itsallpolitics.com. В 19:00 участники акции мирно открыли три свои темы («Политика США по отношению к Ираку», «Европа не собирается давиться с Украиной» и «Рассмотрение жизни и смерти с точки зрения закона сохранения энергии»), и потянулись разговоры. Проблемы с кодировками были легко решены установкой в браузере кодировки Кириллица (Windows) или Центральноевропейской. В тот момент онлайн находилось около 50 пользователей. Через 30 минут форум, вероятно не выдержав такого наплыва, вышел из строя на период 30 секунд. В техническом разделе была обнаружена тема, в которой некто выражал свое негодование. К этому времени на форум вернулись модераторы, и, видимо, посчитали, что темы на языках, отличных от английского, не имеют права на существование. Все обсуждения были безжалостно потерты;
—    sms-mob — введение в состояние абсурда объекта флэшмоб-акций с помощью массовой рассылки в его адрес нелепых текстовых сообщений, кроме того это могут быть акции, в которых активно используется мобильный телефон. Пример такого сценария: «Собираемся в людном месте. Мобильник обязателен!!! На час X все заводят будильники и ждут, пока телефон отзвонит минуту, и «снимают» трубку. Начинают разговаривать сначала тихо, как обычно, потом громче, еще громче и т.д., но не кричать, просто громко говорим. Но громкость нужно «увеличивать» не сильно быстро, растянуть на 5 минут»;
—    bookcrossing (освобождение книг) — сознательное оставление книг в публичных местах с письменным посланием внутри о необходимости прочтения и дальнейшего «освобождения». Преследует создание некой мистической сети из книг.
С позиций социального подхода флэшмоб может рассматриваться как продукт симбиоза новых форм социального движения и новых коммуникационных движений. Под первыми понимаются совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, объединенных общими целями, ценностями, системой норм, специфическими способами символизации своих ценностей, неформальным лидером. Эти действия направлены на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе.
Флэшмоб - дитя информационных технологий: «Чаще всего инструкцию к действию присылают на электронный ящик. Вместе с инструкцией обычно рассылается памятка. В ней содержится повторное предупреждение о том, что организаторов у флэшмоба нет, поэтому за противоправные действия, совершенные вами в период флэшмоба, вы будете отвечать сами».
Как чистая мифо-форма социального действия флэшмоб стала возможной только после осознания социального потенциала сетевой коммуникации. Не случайно социальный подход связывает возникновение флэшмоба с инновациями в социальной теории, а именно с публикацией цитировавшейся выше книги Г. Рейнгольда «Умная толпа. Новая социальная революция» (2002 г.). Рейнгольд описал и систематизировал возможности использования различных современных систем связи для самоорганизации людей. Перевод «умная толпа», используемый в российским издании книги Рейнгольда, не совсем точен. Во-первых, рациональность традиционно считается невозможным для толпы атрибутом, а во-вторых, слово "smart" означает не столько ум, сколько толковую расторопность, слаженность и быстроту. Лексическая сочетаемость предполагает комбинацию этих существительных не с толпой, а скорее, с роем.
В любом случае под этим термином Рейнгольд подразумевает совокупность людей, способных действовать согласованно, даже не зная друг друга. Индивиды, составляющие умные толпы, сотрудничают невиданным прежде образом благодаря имеющимся у них устройствам, которые обеспечивают связь и вычисления .
В сущности, флэшмоб безусловно является «умной толпой». Более того, организовавший первый флэшмоб американский программист был знаком с работой Рейнгольда и использовал ее как источник вдохновения. Но понятие умной толпы описывает технологию координации социальных действий, оставляя их цель и содержание за рамками. Эта же технология используется и движением антиглобализма, и различными террористическими организациями в политических и боевых целях.
По мнению 3. Баумана, одной из ведущих тенденций современного социума является активная трансформация от «общественного» к «частному». «Тезис о том, что «общественное» имеет тенденцию вытеснять «частное», утратил актуальность; дело обстоит как раз наоборот: именно частное вторгается в сферу общественного, вытесняя и изгоняя все, что нельзя полностью, без остатка перевести на язык частных целей и интересов»8. Если для отчужденного жизненного пространства характерна смешанность, неразличимость структур приватного и публичного, то для жизненного пространства, возникающего в результате социального творчества, характерно доминирование приватного. Возможность включения в разные пласты социального пространства позволяет индивиду самостоятельно выбирать «точки включения», комбинировать их в соответствии со своими потребностями и ценностями и вокруг них конструировать свое жизненное пространство.
Именно эти процессы очень сильно проявляются в флэшмобе. Массовость и одновременно оригинальность сценариев флэшмоба позволяет расценивать его как бессознательное стремление к единству с другими людьми, характерное для толпы. При этом акции флэшмоба позволяют чудесным образом сочетать коллективизм с индивидуализмом, поскольку в них человек становится важной частью возникающего целого и вместе с тем остается сам по себе. «Флэшмоб выводит нас в другую плоскость. Если раньше искусством считалось, когда единицы творят для масс, во флэшмобе массы творят для случайных единиц»9. Он может выйти за пределы стереотипного поведения, стряхнуть с себя чужие правила, чувствуя себя при этом под защитой группы единомышленников. При этом анонимность участников и запрет на демонстрацию знакомств в их среде позволяет освободиться от издержек ожиданий, формируемых близкими отношениями.
Флэшмоб стоит особняком по отношению к профессиональному искусству, поэтому опирается на популярную эстетику медиа-среды. Самый наглядный пример — флэшмоб-акция «Матрица. Перезагрузка» (Токио), «эксплуатировавшая» эпизод одноименного фильма братьев Вачовски. Согласно ее сценарию улицы Токио наводнили толпы людей в черных костюмах и очках.
Флэшмоб помогает выразить людям свое отношение к общественным условностям и добавляет к повседневности новые, совершенно неожиданные краски. Как форма социального творчества он направлен на создание особой социальной ситуации, связывающей воедино риск и абсурд. Массовая акция, лишенная всякого смысла, позволяет ее участнику покинуть рутину повседневности безнаказанно, т.е. без каких-либо реальных изменений собственной жизни. На краткий период система распределения социальных ролей рассыпается как карточный домик, человек оказывается в созданном им пространстве неопределенности, где можно пережить ощущение власти над возможностями и свободы. Это пространство, вполне способное стать генератором анархии и хаоса, безболезненно сворачивается в силу краткосрочности акции. С другой стороны, зрители флешмоба попадают в трясину абсурда, поскольку бессмысленность происходящего разрушает представление о социальной реальности.

Софья Тихонова, Илья Афанасьев
из книги “Мифы этого мира”, 2008
 
« Пред.   След. »