Реклама


Вали Экспорт
Среди европейских двойников Криса Бёрдена со времен венских акционистов предыдущего десятилетия в группу «телесных ритуалистов» в составе Хермана Нитша, Гюнтера Бруса, Отто Мюля и Рудольфа Шварцкоглера входили и представители младшего поколения, Арнульф Райнер и Вали Экспорт. В то время как Нитш и компания, опираясь на Ницше, Фрейда, экзистенциалистов и мистицизм, со страстным упорством тщились освободиться от либидо, поколение, вошедшее в силу в 70-х, начало с эффектного подражания своим предшественникам. Вали Экспорт (родившаяся в провинциальном Линце под именем Вальтрауд Холлингер, а потом сменившая его в Вене) вошла в кружок венских акционистов, совместно с кинорежиссером Петером Вейбелем, написав декларацию этого движения. Это произошло в 1972 г., незадолго до того, как она позаимствовала имя у сигарет марки «Экспорт», которые тогда вовсю рекламировались на улицах. В манифесте она писала, что «мужчины спроецировали свое представление о женщинах в общественную жизнь и средства коммуникации, то есть в науку и искусство, слово и изображение, моду и архитектуру... и (таким образом) придали женщине облик». В полном соответствии с этим тезисом Экспорт и составила «Автопортрет» (1968-1972), сделав коллаж из фотографий и объявлений, рекламирующих сигареты. Так она застолбила свой фирменный стиль радикального отражения того раздвоения личности, которое навязано женщине коммерциализированным обществом. 
«Если реальность — это социальная конструкция, а мужчины — ее конструкторы, — продолжала Экспорт в своем "Женском искусстве: Манифест", — тогда мы имеем дело с мужской реальностью: женщины еще не пришли к себе, потому что у них нет возможности высказаться, нет доступа к средствам коммуникации». Подвести итог чрезвычайно разнообразной деятельности Экспорт в области перформанса, кино и фотографии за 70-е лучше всего словами критика Кайи Сильверман, которая писала недавно, что «для Экспорт не существует материальной реальности, которая не наполнена изображением, и телесного изображения, которое не производит натурального физического эффекта». Художница сознательно подгоняет свое тело под детали городской среды: углы, бордюры, тротуары — пародируя модернистский дизайн, который не только изгоняет декоративность (согласно типично мужскому запрету Адольфа Лооса на орнамент, провозглашенному в его классическом эссе 1908 г. «Орнамент есть преступление»), но и заставляет женское тело подчиняться своим пространственным и материальным законам. Формирование женской идентичности в архитектуре, психоанализе и философском высказывании с тех пор стало центральным в творчестве Экспорт. В частности, это выразилось в том, что, подобно американцу Дэну Грэхэму, Экспорт одной из первых в своем поколении стала исследовать значение «стадии зеркала» в теории Жака Лакана о формировании личности, которая побудила ее, опять же подобно Грэхэму, работать с настоящими зеркалами и, используя обратную связь в режиме реального времени, — с видео и инсталляциями, реконструируя «Взгляд» и манипулируя с ним.

Вали Экспорт - Делая круг, 1976
Вали Экспорт - Делая круг, 1976
Черно-белая фотография, чернила
 
ART TODAY. Актуальное искусство 1970-2005 / Брэндон Тейлор
 
« Пред.   След. »