Реклама


Главная страница arrow Библиотека arrow Крис Бёрден, американский перформансист
Крис Бёрден, американский перформансист
Перформанс как искусство — в исполнении как мужском, так и женском — по самой природе своей обеспечил в 70-е дальнейшие примеры того, как феминистки и прочие радикальные элементы могут воплощать себя в альтернативных художественных формах. Отпочковавшись, на некоторой дистанции, от дадаистов и хэппенинга 60-х, искусство перформанса не позволяло третировать себя как предмет потребления (его ведь ни купить, ни продать), заменив обычные художественные материалы на нечто лишь чуть большее, чем действия собственного тела художника. В течение двух десятилетий, в 60-е и 70-е годы, искусство перформанса привлекало к себе небольшую, но влиятельную художественную аудиторию, однако сейчас оно живо звучит, резонируя в памяти, фотодокументах, письменных свидетельствах очевидцев. Оглядываясь назад, понимаешь, что некоторые проекты — значимые также и с точки зрения сравнения между Америкой и Европой — выступают как показательные.
Сразу же стало очевидно — Люси Липпард, к примеру, — что европейский перформанс по характеристикам своим отличается от американского. На ее взгляд, европейская практика выглядела более резкой, колкой, физически вызывающей, опасно ориентированной на боль, раны, насилие и болезни, чем относительно более мирная ее североамериканская разновидность. При сравнении высвечиваются различия в общественной и философской традициях, присущих двум континентам, а также специфика переживаемого в те годы каждым из них кризиса...

В Америке калифорниец Крис Верден особняком стоит среди тех мужчин-художников, в искусстве которых ранимое, уязвимое тело играло первую, а порой даже главную роль. Опусы Вердена, безусловно, отличались шальной беспечностью типа «оторви-голова». В своей так называемой «Стрельбе» (1971) Бёрден обратил жестокость культуры на себя самого и свою аудиторию: он попросил своего друга с определенной дистанции выстрелить в себя так, чтобы слегка задеть руку, — ив атмосфере сгущенного драматизма проверить тем самым связь междууспехом и поражением. Тот факт, что Бёрдена серьезно ранило пулей (то бишь поражение приняло самую болезненную форму), послужил лишь тому, чтобы подчеркнуть дилемму, в решение которой аудитория так и так, что называется, влипла: дилемму между «дистанцией», необходимой для традиционной драмы, и обязательством разделять ответственность за события, которые перед тобой происходят. Большая часть ранних перформансов Бёрдена состояла именно в том, что его обнаженное тело подвергалось физическому риску. Порой эти действия, особенно если не удавалось привлечь к ним внимания публики, снимались на 16-миллиметровую пленку. Другие сохранились только благодаря скупым записям Бёрдена, похожим на что-то вроде рецепта, руководства или формулы. Вот, например, рецепт перформанса «Тихо сквозь ночь»: «Мэйн-стрит, Лос-Анджелес, 12 сентября 1973 г. Держа руки за спиной, я медленно, струдом продвигаюсь по битому стеклу. Зрителей совсем мало, большинство просто прохожие». Пули, керосин, битое стекло, электрический провод под напряжением — вот что в ранние годы своего творчества Бёрден избирал инструментом причинения вреда себе самому, хотя он, подобно прочим концептуалистам, отлично знал, что события увековечиваются не в людской памяти, а в фотографиях и документах. К примеру, в отчете о перформансе Бёрдена «Kunst Kick» во время Базельской ярмарки искусств 1974 г. читаем: «На публичном открытии [ярмарки]... в двенадцать дня я улегся наверху двухпролетной лестницы в Мустермессе. Чарльз Хилл пинал мое тело, и я скатывался на две-три ступеньки кряду». Отсюда видно, что художник свел себя к объекту, подвергающемуся давлению или насилию, снова и снова провоцируя в своей небольшой, но все-таки порочно вуайеристской аудитории напряженность между виной и высвобождением от условностей. Кроме того, бесстрастный слог Бёрдена наводит на мысль то ли об иронии, то ли о псевдонаучном™, и этой бесстрастностью достигается пародийный эффект, намекающий, что высокотехнологичное общество умаляет личность.

Крис Бёрден - «KunstKick»
Крис Бёрден - «KunstKick», 29 июня 1974 г.
Перформанс на Базельской ярмарке искусств.
Швейцария

Брэндон Тейлор
 
« Пред.   След. »