Реклама


Главная страница arrow Библиотека arrow Концептуальная фотография Гера ван Элька
Концептуальная фотография Гера ван Элька
Концептуалисты широко использовали черно-белую фотографию как документальное свидетельство события, происходившего за пределами выставочной галереи. Часто такие фотографии были намеренно любительского качества, часто подчеркнуто обыгрывали свои отличия от добротно проработанной плоскости живописных картин. В конце семидесятых требовалось лишь слегка изменить отношение к снимку, чтобы из вызывающе-провокативного символа «не-живописи» превратить его в произведение, представляющее интерес и значимое само по себе.

Как и следовало ожидать, уникальные оптические свойства «окна в реальность» оказались весьма пригодны для экспериментирования с фотографией. В Нидерландах в этом отношении интересна деятельность Стэнли Брауна, Яна Диббета и Гера ван Элька. Ван Эльк в конце шестидесятых обыгрывал двойственности: передний и задний план, правое и левое, присутствие и отсутствие вплетались в работы удивительные и парадоксальные. В фотографиях его серии «Пропавшие без вести» (1976) отсутствовала ключевая фигура, что наводило на мысль о податливости фотографического изображения к манипуляции и фальсификации — то есть к полной противоположности тому, что изначально закладывалось в функцию его механического контакта с реальностью. Эксперименты ванн Элька расцениваются как вполне пророческие — несмотря на то что впервые фотография как объективное свидетельство скомпрометировала себя в газетно-журнальной периодике, когда там научились бессовестно пользоваться ретушью с помощью аэрографа. Не говоря уж о том, что именно в семидесятых в Пентагоне экспериментировали с оцифровкой фотоизображения в военных целях, для разведки и наблюдения.
 
Концептуальная фотография Гера ван Элька
Гер ван Эльк - из серии «Пропавшие без вести»

Таким образом, скромный вклад ван Элька можно считать отражением патологических процессов, происходящих в обществе, в то время как формально перед ним стояла совсем другая задача — снять глянец, дегламуризировать постановочную цветную фотографию как альтернативу впечатляющим своей мощью ручной работы произведениям модернистской живописи и скульптуры.

ART TODAY. Актуальное искусство 1970-2005 / Брэндон Тейлор
 
« Пред.   След. »