Реклама


Главная страница arrow Библиотека arrow Arte povera - "бедное искусство"
Arte povera - "бедное искусство"
После генуэзской выставки 1967 г. возникло движение arte povera, «бедное искусство», представленное в основном итальянцами, художниками Яннисом Кунеллисом, Марио Мерцем, Микеланджело Пистолетто, Джованни Ансельмо, Алигьеро Боэтти, Эмилио Прини и Джильберто Дзорио. Возглавил его молодой амбициозный критик Джермано Челант, он же придумал и обосновал название Arte povera, объединившее художников, отдававших предпочтение естественным формам и биологическим, органическим материалам, а не промышленно или анонимно сработанной вещи западноевропейского поп-арта. «Художник-алхимик преобразует живые и растительные формы в явления магии, — писал Челант в экспликации к миланской экспозиции 1969 г. — Его задача — увидеть суть вещей, увидеть их будто внове и вознести им хвалу.

Задача художника — используя наипростейшие материалы и природные элементы (медь, цинк, почву, воду, реки, землю, снег, огонь, траву, воздух, камень, электричество, уран, небо, вес, гравитацию, высоту, рост и пр.), описать и представить природу. Его интересует открытие, изображение чуда, волшебство претворения природных элементов». Художники, объединенные движением arte povera, пришли туда из широкого международного сообщества, объединившись в поиске случайностей, становления и распада как повседневной, так и политической жизни. Этот импульс шел от «стремления к раскультуриванию, движению вспять, к примитиву и вытеснению в подсознание, к уровню «до логики», «до иконографии», к стихийным, непосредственным отношениям, к базовым элементам в природе... жизни и поведении».
 
К примеру, в интерпретации Марио Мерца определение povera выразилось в том, чтобы заново открыть ряд чисел математика XII века Леонардо Фибоначчи, применив его к росту растений, морских раковин, структуре кожи рептилий (1,1, 2, 3,5, 8, 13...), а затем и к процессам развития современного капитализма. Коньком Мерца были квазитехнологические иглу — эскимосские хижины — из стали, ячеистой сети или стекла, символизировавшие выживание кочевников в условиях резких культурных перемен. Для Джованни Ансельмо более характерным стало использование свежих поначалу овощей, которые, по мере гниения, претерпевали изменения формы и структуры. А Яннис Кунеллис вводил в свои композиции живых животных и птиц — и инсталляции этого художника всегда впечатляли своей мощной материальностью и размахом. Очевидно, «бедность», провозглашенная Челантом, была иногда скорее теоретически желаемой, чем реальной.

Марио Мерц - Иглу
Марио Мерц - Иглу, 1972
Металлические трубки, неон, зажимы
Диаметр 2 м
 
ART TODAY. Актуальное искусство 1970-2005 / Брэндон Тейлор   
 

 
« Пред.   След. »