Март 2012
С научной точки зрения культура — это осмысленная технология человеческого общения. Являются ли тогда в этом ракурсе деньги — явлением культуры, и культурно ли ты поступил, закопав их в землю во время одного своего художественного эксперимента?
Очевидно, ты вспоминаешь детали моего трансконтинентального перформанса "Денежное дерево". В сентябре 2009 года я посетил Невадскую пустыню в США с целью произвести посадку "Денежного дерева" и тем самым спасти американскую экономику от последствий губительного мирового кризиса. Ритуальным семенем для американского саженца стал советский олимпийский рубль с Юрием Гагариным, 1981 года. Рубль я удачно закопал и полил, и с гордостью могу говорить, что сразу после этого экономика США пошла на поправку.
В чем была суть закапывания денег в землю? К каким последствиям это привело?
Деньги являются много чем, в том числе и эквивалентом труда. После
определенных расчетов и секретных лабораторных опытов я осознал, что для
преодоления кризиса американской экономической системе не хватает очень
специфического и уже утраченного в основном компонента - русского
социалистического труда, который был в основе СССР до 1992 года.
Художественная инъекция небольшой дозы советского труда в виде рубля с
Гагариным была произведена в неслучайное место - в центр выжженнной
невадской пустыни, где когда-то много миллионов лет назад плескалось
море, а вплоть до начала нашего века производились испытания
американского ядерного оружия.
В чем для тебя разница между искусством, которое делается за деньги — в
рамках какого-нибудь бюджетно-грантового проекта и — за свой счет, как
вариант — без каких-либо финансовых вливаний?
Содержательно - ни в чем. Но социально именно здесь маркируется
профессионализм художника. Если он работает профессионально, он
зарабатывает на жизнь.
В чем сегодня заключается тенденциозность художественных течений? Кто куда смотрит? Тебе что милей, какое направление?
Этот вопрос слишком энциклопедичен. Мне не нравятся течения, мне
нравятся определенные люди, делающие определенные вещи. Я устал быть
пропагандистом новых направлений. Теперь мне больше нравится помогать
совершенно конкретным художникам и поощрять некоторые художественные
процессы.
Зачем вообще современному человеку искусство? Вроде и так все феншуйно в
этом смысле — даже перебор есть в плане культурной информации. Какая
польза от него? — кажется уже перепроизводство художественного контента
наблюдается... Каков твой вклад в это дело?
Всякое искусство совершенно бесполезно. Но без него жизнь уж совсем не мила. Мой вклад описан на сайте teterin.ru.
Ты же выпустил в свое время книгу о гадании. Какова судьба этого
проекта, как он развивается? Можешь сделать какие-нибудь прогнозы —
когда, например, наступит информационный коллапс?
Гадание "Двойняшки" появилось лет двадцать назад, после того как я
поучаствовал в этнографической экспедиции в Кудымкар и окрестности. Оно
стало популярным через интернет и благодаря интернету развивается и
живет самостоятельной жизнью. Оказалось по душе многим людям.
Ты же дружишь с писателем Пелевиным, массой других известных в
культурной среде личностей. Как, вообще, бурлит жизнь в богемной
тусовке, что интересного происходит вокруг?
У меня лично сейчас изолированный период жизни, я как-то выпал из
тусовок и не грущу об этом. Я - блоггер-отшельник, разве что иногда
сажусь в самолет чтобы слетать куда нибудь "изучать культурный
ландшафт". Не обязательно в Нью-Йорк, в прошлом месяце назад я несколько
недель провел в городке Друскининкай на юге Литвы, просто без цели и в
полном одиночестве. Но моим самым любимым и важным местом на земле
по-прежнему остается Львов на западе Украины, мне жаль каждую минуту
которую я провожу не там.
Интервью взял Сергей Стаканов для газеты deloin.ru
|