Реклама


Как спасти Америку
Март 2012
 
С научной точки зрения культура — это осмысленная технология человеческого общения. Являются ли тогда в этом ракурсе деньги — явлением культуры, и культурно ли ты поступил, закопав их в землю во время одного своего художественного эксперимента?


 
Очевидно, ты вспоминаешь детали моего трансконтинентального перформанса "Денежное дерево". В сентябре 2009 года я посетил Невадскую пустыню в США с целью произвести посадку "Денежного дерева" и тем самым спасти американскую экономику от последствий губительного мирового кризиса. Ритуальным семенем для американского саженца стал советский олимпийский рубль с Юрием Гагариным, 1981 года. Рубль я удачно закопал и полил, и с гордостью могу говорить, что сразу после этого экономика США пошла на поправку.




В чем была суть закапывания денег в землю? К каким последствиям это привело?

Деньги являются много чем, в  том числе и эквивалентом труда. После определенных расчетов и секретных лабораторных опытов я осознал, что для преодоления кризиса американской экономической системе не хватает очень специфического и уже утраченного в основном компонента - русского социалистического труда, который был в основе СССР до 1992 года. Художественная инъекция небольшой дозы советского труда в виде рубля с Гагариным была произведена в неслучайное место - в центр выжженнной невадской пустыни, где когда-то много миллионов лет назад плескалось море, а вплоть до начала нашего века производились испытания американского ядерного оружия.

В чем для тебя разница между искусством, которое делается за деньги — в рамках какого-нибудь бюджетно-грантового проекта и — за свой счет, как вариант — без каких-либо финансовых вливаний?


Содержательно - ни в чем. Но социально именно здесь маркируется профессионализм художника. Если он работает профессионально, он зарабатывает на жизнь.

В чем сегодня заключается тенденциозность художественных течений? Кто куда смотрит? Тебе что милей, какое направление?

Этот вопрос слишком энциклопедичен. Мне не нравятся течения, мне нравятся определенные люди, делающие определенные вещи. Я устал быть пропагандистом новых направлений. Теперь мне больше нравится помогать совершенно конкретным художникам и поощрять некоторые художественные процессы.

Зачем вообще современному человеку искусство? Вроде и так все феншуйно в этом смысле — даже перебор есть в плане культурной информации. Какая польза от него? — кажется уже перепроизводство художественного контента наблюдается... Каков твой вклад в это дело?

Всякое искусство совершенно бесполезно. Но без него жизнь уж совсем не мила. Мой вклад описан на сайте teterin.ru.

Ты же выпустил в свое время книгу о гадании. Какова судьба этого проекта, как он развивается? Можешь сделать какие-нибудь прогнозы — когда, например, наступит информационный коллапс?

Гадание "Двойняшки" появилось лет двадцать назад, после того как я поучаствовал в этнографической экспедиции в Кудымкар и окрестности. Оно стало популярным через интернет и благодаря интернету развивается и живет самостоятельной жизнью. Оказалось по душе многим людям.

Ты же дружишь с писателем Пелевиным, массой других известных в культурной среде личностей. Как, вообще, бурлит жизнь в богемной тусовке, что интересного происходит вокруг?

У меня лично сейчас изолированный период жизни, я как-то выпал из тусовок и не грущу об этом. Я - блоггер-отшельник, разве что иногда сажусь в самолет чтобы слетать куда нибудь "изучать культурный ландшафт". Не обязательно в Нью-Йорк, в прошлом месяце назад я несколько недель провел в городке Друскининкай на юге Литвы, просто без цели и в полном одиночестве. Но моим самым любимым и важным местом на земле по-прежнему остается Львов на западе Украины, мне жаль каждую минуту которую я провожу не там.

Интервью взял Сергей Стаканов для газеты deloin.ru

 
След. »