Реклама


Главная страница arrow Библиотека arrow Термен и Клара arrow Клара Рокмор: методика изучения терменвокса
Клара Рокмор: методика изучения терменвокса

 Клара Рокмор: методика изучения терменвокса

Записано Дэвидом Миллером и Джеффри М. Джонсоном
рус. перевод - Константин Елфимов, Cyland.Ru

«Не инструменты создают музыку, а люди»
Макс Рудольф (Нью-Йорк Таймс, 21 июня, 1992)

Посвящается моему хорошему другу Роберту Мугу,
в благодарность за его непрекращающийся интерес
к продвижению и производству терменвоксов.
Клара Рокмор.

В этой методичке легендарный виртуоз терменвокса Клара Рокмор дает несколько полезных советов начинающим терменвоксистам — тем, кто относится к инструменту как к еще одному голосу для интерпретации настоящей музыки, не воспринимая его как волшебную игрушку для создания странных неземных звуков.

Лучше меньше, да лучше

Само название «пространственно-управляемый инструмент небесных волн — терменвокс» должно задать вам направление. Не забывайте — ваше тело является электрическим проводником в электромагнитном поле, поэтому необходимо контролировать каждое движение — не только руки и пальцы. Любое непроизвольное движение части тела — головы или плеч влияет на высоту звука и громкость.

Для работы с воздухом не нужны молотки

Не забывайте о том, что вы имеете дело с воздухом! Подумайте о своих пальцах как о нежных крыльях бабочки и тогда вы продвинетесь дальше, чем при использовании силы.

* * *

Конечно же, желательно и даже необходимо сначала научиться читать музыку и иметь хотя бы элементарное представление о теории — гармонии и т. д., начав брать уроки на пианино, как это делают все виолончелисты.

Вы не можете просто ткнуть пальцем в воздух и сказать «Это средняя нота До!»

Это важно

Будьте уверены в том, что никто не пройдет мимо вас, воздействуя собой на электромагнитное поле терменвокса во время игры, ведь это незамедлительно повлияет на ваше выступление.

Упражнение №1

Первое занятие посвящено относительному расстоянию между разными интервалами. Играть нужно медленно — плавно двигаясь от одной ноты к другой, обращая особое внимание на то, чтобы не уходить за пределы ноты. Левая рука остаётся неподвижной. Это упражнение необходимо практиковать в разных тональностях.

Рука в первом положении — указательный палец находится на большом пальце.
 
image003.gif

Упражнение №2

Важное занятие, посвященное тому, чтобы действия одной руки не влияли на другую. Играется так медленно, как только возможно — начало каждой ноты очень тихо, постепенно поднимая, а затем опуская, левую руку, в то же время оставляя внимание на правой руке, отвечающей за правильность высоты звука.
 
image005.gif

Упражнение №3

Следующее занятие нацелено на достижение большей свободы и точности в нахождении интервалов на разных расстояниях. Это упражнение служит примером. Наиболее оптимальным методом является повтор студентом случайных нот, сыгранных на пианино. Начинайте медленно и увеличивайте скорость по мере того как студент приобретает навыки. Всегда возвращаясь к медленному темпу, если интонация не точна.
 
image007.gif
    
Упражнение №4: Левая рука

Левая рука поднимается и резко опускается на каждой ноте, производя эффект стаккато. Практикуется в разных тональностях.
 
Используйте левую руку, так как вы бы использовали смычок скрипки. Легато, стаккато и различные акценты могут быть достигнуты с помощью разных движений руки или пальцев.

Сначала поймите, что именно вы хотите сказать, а затем логика поможет вам найти лучший способ сделать это.
 
image009.gif

Упражнение №5

Это первое занятие с использованием разных положений пальцев правой руки.

Вместо того, чтобы двигать руку целиком, оставьте ее в положении 1 (указательный палец на большом). Чтобы перейти в положение 2, двигайте только пальцы, вытягивая их вперёд. Для положения 3, вытягивайте их ещё дальше.

Дополнительное описание положений, отличающихся от аппликатур:

            Положение 1 — указательный палец находится на большом
            Положения 2, 3, 4 — вытягивание всех трёх пальцев вперёд (рука не двигается) к вертикальной антенне, а затем, если необходимо, движение пальцев назад, не только до положения 1, а полностью к ладони вашей правой руки. Если необходимо получить определённый эффект, прикоснитесь пальцами к ладони — благодаря этому создаётся акцент. 
 
image011.gif

Упражнение №6

Упражнение №6 такое же как и №5, но играется стаккато. Если покажется сложным, то дальнейшая практика упражнения №5 даст необходимую помощь.
 
image013.gif

Вариации легато/стаккато для упражнений №5 и №6
 
image015.gif

Упражнение №7
 
Дальнейшее изучение положений пальцев, переходящих сразу от 1 к 3.
 
image017.gif

Упражнение №8

Такое же как и №7, только играется стаккато.
 
image019.gif
 
Вариации легато/стаккато для упражнений №7 и №8
 
image021.gif

Упражнение №9

Изучение положений 1, 2, 3, а так же промежуточных положений. Промежуточное положение достигается вытягиванием пальцев на расстояние полутона.
 
image023.gif

Вариации легато/стаккато для упражнений №9
 
image025.gif
 
Упражнение №10: Изучение октав

Положения пальцев 1-4 играются стаккато. Затем тоже самое упражнение играется легато. Звук перехода устраняется открытием левой руки во время движения от одной ноты к другой и закрывая её по достижении ноты, возобновляя прежнюю громкость.
 
image027.gif

Вариации упражнения №10
 
image029.gif

Упражнение №11

Дальнейшее изучение быстрых изменений положения.
 
image031.gif

Упражнение №12

Ежедневное разогревающее упражнение.
 
image033.gif
 
Вибрато

Очень важно создавать тон желаемого качества. Указательный палец правой руки разместите на большом и, пожалуйста, пожалуйста — не создавайте широкое вибрато, делайте это быстро и равномерно на столько на сколько возможно — но не путайте вибрато с трелью.

Трель должна быть не широким вибрато, а очень точным - с расстоянием в половину тона или целый тон.

Избегайте постоянного вибрато, оставляя места без него, по мере того как диктует вам музыка.

* * *

Когда вы готовы начать играть музыку, приступайте к простым произведениям.

Например:      Лебедь — Сен-Санс

                        Ария на струне Соль — Бах

* * *

Теперь, когда вы можете добиваться хорошего качества звука, придайте ему форму при помощи вибрато и великолепной фразировки.

Выбор положения вашей правой руки или пальцев будет полностью зависеть от музыкальной фразировки, так что всегда будьте готовы к направлению, которое принимает музыка.

Попробуйте все положения руки и пальцев спереди и сзади или руки сзади с пальцами либо вместе либо раздвинутыми вперед или назад — так как диктует музыка.

Практические инструкции

Подключите инструмент и дайте ему прогреться в течении 15 минут перед настройкой.

Настраивайте исходя из вашей собственной емкости тела. Для себя я обнаружила, что от Соль ниже средней До можно получить больше трёх октав вверх по вертикальному стержню и больше одной октавы вниз по направлению ко мне.

Диапазон каждого конкретного инструмента может значительно отличаться.

В поисках материала по большим библиотекам для голоса и других инструментов, подходящих терменвоксу, помните, что в быстрых переходах можно получать близкие интервалы, но не такие как «переборы струн», легко удающиеся на скрипке.

Играя, развейте в себе смелость ныряльщика, делая быстрые движения рукой без какого бы то ни было скольжения, всегда стремясь не столько к желаемой ноте, а к самому её центру.

Выступая в качестве солиста с симфоническим оркестром, обратите особое внимание на правильное размещение вашего инструмента, так чтобы ни смычки, ни первые скрипки, ни дирижёрская палочка не могли попасть в вашу волшебную электромагнитную зону.

Пример того, какого уровня сложности я могла достигать на терменвоксе:

Шеломо — Э.Блох, для виолончели и оркестра, игралась с Филадельфийским Симфоническим Оркестром в Филадельфии.

Соната для скрипки и пианино — С.Франк, исполнялось с моей сестрой, Надей Рейзенберг (все четыре части) на сольном концерте в Ратуше Нью Йорка.

Концерт для терменвокса и оркестра — в трёх частях, автор — Анис Фулейхан, исполнялся с Нью-Йоркским Симфоническим оркестром в Нью-Йорке с дирижёром Леопольдом Стоковски (произведение создавалось исключительно для меня). Далее произведение исполнялось с Филадельфийским симфоническим оркестром, в Музыкальной Академии Филадельфии, с дирижёром Александром Хильсбергом и с Нью-Йоркским Филармоническим оркестром на стадионе Льюисона в Нью-Йорке.

А теперь, идите дальше, с моими благословениями и пусть терменвокс остаётся ещё одним голосом в мире музыки.


Клара Рокмор, Нью-Йорк

Также см. на нашем сайте: По словам Клары. Интервью с Кларой Рокмор

* Поделитесь ссылкой на этот материал:

 

 
« Пред.   След. »