Реклама


Главная страница arrow Библиотека arrow Пермь и футуристы
Пермь и футуристы
Статья краеведа Семянникова Виктора Владимировича

Исследование такой темы вполне закономерно и оправданно. И не только в связи с тем, что на прикамской земле родился, жил и работал Василий Васильевич Каменский – яркий представитель футуризма. В Перми бывали такие футуристы, как Владимир Гольцшмидт, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский.
Авангардные художественные движения 1910-х – начала 20-х годов не обошли и Прикамье. На это даже указывают авторы альбома «Живопись 1920-1930гг. Государственный Русский музей». На странице, где идёт речь об объединении УНОВИС (утвердители нового искусства), сообщается о наличии в Перми группы художников, аналогичной той, которую образовали при Витебском художественно-практическом институте ученики Малевича [1].  Но много ли мы знаем об этих «левых» художниках, делавших в те годы в нашем крае новое искусство? Известно ли нам, вокруг кого или чего они группировались? Как эти художники были связаны с «левыми» поэтами? Да и были ли такие, кроме Каменского?..
Первые ростки футуризма (от латинского futurum – будущее) пермяки увидели уже в 1909 году, когда перед отъездом в Петербург в научно-промышленном музее прочёл свою первую публичную лекцию «Путь молодой литературы» В.Каменский [2].
Перед империалистической войной в 1913-1914 годах на выставках Пермского общества любителей живописи, ваяния и зодчества уже появлялись работы представителей нового направления в искусстве, таких, как П.Субботин-Пермяк, А.Родченко, В.Каменский [3].
Однажды наш город посетил Амеде Озанфан со своей молодой женой, пермской художницей З.Клинберг. Об этом периоде жизни французского художника сведений очень мало, но известно, что он интересовался городом и его окрестностями, давал оценки некоторых образцов живописи (в Бахаревке). Через некоторое время после путешествия по России Озанфан вместе с Ле Корбюзье выпустил манифест «После кубизма», положивший начало течению «пуризм» [4].
В 1913 году В.Каменский сделал решительный шаг по искоренению мещанского вкуса у пермских любителей изящного искусства. В здании Благородного собрания он устроил выставку 36 местных и столичных художников, входивших или примыкавших к обществам: «Мир искусства», «Бубновый валет», «Венок» и другим. Выставка стала событием в художественной жизни города. Рецензент «Пермских губернских ведомостей», выражая точку зрения добропорядочной публики, писал: «Нужно отдать полную справедливость художникам нового направления: они пишут свои картины так, что их полотна абсолютно никем, кроме авторов, поняты быть не могут. Наляпаны разноцветные квадраты, полукруги, ломаные линии: думаешь-думаешь, что это могло значить? И лишь устроитель выставки В.Каменский объяснит, что это «Ледоход», «Впечатления детства», «Букет цветов», «Несоизмеримое» или что-нибудь в этом роде» [5].
В 1917 году в кафе-театре «Колибри» любители синематографа смогли познакомиться с новым фильмом-боевиком «Княжна Лариса» с участием футуриста, спортсмена, йога и пермяка по рождению, Владимира Гольцшмидта. Вскоре он уже сам выступал перед земляками с лекциями «Как надо жить», «Солнечные радости тела», «Долой радости мещанской любви» [6].
Свои лекции читал в Перми и Каменский. Темы его выступлений в 1917 году: «Одиночество высшей интеллигенции», «Искусство современности и будущего Перми». Лекции сопровождались стихами Маяковского. Сцена, оформленная П.Субботиным-Пермяком, помогала настроиться и усиливала впечатления от лекций [7].
Говоря о художниках, ищущих новые пути в искусстве, нельзя не упомянуть о такой неординарной личности, как Николай Гущин. Он входил в Союз свободных художников, организованный в 1918 году художниками-профессионалами и любителями из Перми и Мотовилихи. Его имя стоит среди преподавателей созданного тогда же художественного училища. Известен он и как автор первого в Перми памятника борцам за свободу. Остаётся только сожалеть, что расцвет его творчества пришёлся на заграничный период его жизни, а российские граждане лишь недавно смогли оценить по достоинству творчество этого талантливого мастера.
Громадный импульс для развития художественного образования нашего края и авангардистских художественных течений дал приезд Петра Ивановича Субботина-Пермяка. Он стал организатором и первым заведующим Пермских высших художественно-промышленных мастерских, открывших свои двери 15 сентября 1919 года в здании бывшего ремесленного училища. В художественном техникуме (так с 1921 года стали именоваться мастерские) начинали свой путь В.Курдов, В.Цельмер, А.Накаряков, И.Коротков, Л.Райцер, И.Попков и другие советские художники [8].
Заметный след в культурной истории Перми оставил другой преподаватель художественного техникума – Владимир Иконников. За его плечами была учёба в Строгановском училище, работа в театрах Москвы и Наркомпросе (при коллегии по охране памятников искусства и старины). Иконникова признавали лучшим театральным художником губернии. Он оформлял спектакли в губернском и «интимном» театрах. Совместно с режиссёрами С.Келем и Ю.Здравомысловым Иконников поставил в 1921 году в Перми «Мистерию-буфф» В.Маяковского. В своих воспоминаниях ученики Иконникова отмечали, правда, некоторые странности его характера. Был он, оказывается, большим почитателем Рабиндраната Тагора. Организовал даже что-то вроде общества (тогда говорили «секта»), которое можно в какой-то мере считать предшественником современного Рериховского движения. Зарплату он, к примеру, никогда не получал лично. Приходила жена. Но коль приходилось это делать самому, просил положить деньги на бумагу. Потом заворачивал, так и не прикоснувшись к «проклятым» денежным знакам. Однако простота в обращении с питомцами и весёлость нрава располагали к нему. Он прекрасно пел под гитару старинные романсы, и учащиеся охотно собирались его послушать [9].
В художественном техникуме преподавала и М.Вериго, учившаяся живописи сначала в Одессе, а  потом в Париже. Она не только вела историю новых искусств, рисунок и живопись на старших курсах, но и часто рассказывала учащимся о своём знакомстве с А.Блоком, читала им свои стихи, А.Блока, В.Хлебникова и других поэтов, ставила с ребятами и девчатами спектакли. Возможно, именно она поддержала юных поэтов, а их было немало в художественном техникуме. Примечательно, что стены помещения, в котором собрались в марте 1923 года поэты и беллетристы города, были украшены работами «будхудов» - будущих художников. Члены мастерской слова «Мы» Г.Коротков, Г.Иванов, И.Серебренников, С.Гинц, А.Спешилов, Ф.Михайлов и другие постоянно выступали перед своими товарищами по перу с чтением новых произведений. Гостями у них были известные поэты: В.Каменский, Д.Виленский. Когда Каменский приезжал в Пермь, то он не только читал лекции и стихи в городском театре, но и заходил в художественный техникум. В честь желанного гостя устраивались настоящие концерты: учащиеся играли, пели, декламировали стихи.
Члены общества молодых художников «инопутистов» – искателей нового пути – заявили о себе широкой публике в августе 1920 года. В здании института народного образования была открыта выставка картин. Среди участников и «маститые», и молодёжь: П.Субботин-Пермяк, В.Иконников, И.Попков, А.Накаряков и другие. Часть упомянутых выше художников входила в жюри по рассмотрению эскизов на монументы к 3-летней годовщине революции. Утверждены для воплощения были эскизы А.Верещагина, Л.Старкова, М.Голубева и В.Гомзикова. 7 ноября были открыты памятники: «За власть Советов!» – на площади городского театра (к памятнику во время его строительства приходил и воодушевлял создателей чтением стихов В.Каменский), на углу театральной площади, на Разгуляевской площади и на Вышке (последний сохранился) [10].
Любопытство, а у многих жителей города недоумение, вызвала устроенная в октябре того же, 1920 года, выставка учащихся художественного техникума. Не ограничиваясь «затхлой полутьмой выставочных залов», они устроили выставку картин на улице К.Маркса прямо на тротуаре. «На всём этом лежит печать раннего кубизма и вообще всяческих «измов», свойственных так называемому «левому» течению в художестве. Впрочем, крайне левых, в виде лучистов и супрематистов, здесь нет вообще», - отмечала газета «Звезда» в те дни [11].
В июле 1924 года в Пермском художественном техникуме прошёл отчётный вечер по случаю первого выпуска. Вечер закончился коллективными инсценировками с декламацией произведений поэтов В.Маяковского, А.Спешилова «на фоне конструктивной сценической установки» [12]. Как мы видим, кумиры у молодёжи ещё прежние. Но сама молодёжь уже подросла. Менялись и ориентиры.
В 1991 году в Пермской художественной галерее работала выставка «Пермь и футуристы» [13]. Следует отметить, что по существу это была первая попытка проанализировать и представить, как русский авангард отразился на художественной жизни Перми. В местной прессе писалось тогда, что появился повышенный интерес к различным видам искусства 1910-х – 1920-х годов: литературе, театру, изобразительному искусству, что «выставка «Пермь и футуристы» отвечает этим потребностям дня, открывает ещё одну малоизученную страницу истории отечественной культуры» [14].


Список литературы:
1.    «Живопись ГРМ 1920-1930гг.» – М.; 1989г., с.66.
2.    Гинц Савватий. «Василий Каменский». – Пермь; 1984г., с.57-58.
3.    Семянников В.В. «Пермское общество любителей живописи, ваяния и зодчества (1909-1919 гг.): хроника деятельности» // «Из истории художественной культуры Урала». – Свердловск; 1988г., с.157.
4.    Семянников Виктор, Субботин Евгений. «Авангардист Озанфан» // «Уральский следопыт», №10.; 1986г., с.62-63.
5.    «Пермские губернские ведомости»;13.03.1913г.
6.    Семянников В. «Футурист жизни» // «Местное время», 30.06.1994г.
7.    «Пермская жизнь»; 25 и 26 августа 1917г.
8.    Власова О.М. «Художник П.И.Субботин-Пермяк». – Пермь; 1990г.
9.    Курдов. «Памятные дни и годы» // «Звезда», №7; 1983г., с.47.
10.    Гинц Савватий. «Василий Каменский». – Пермь; 1984г., с.147.
11.    Каменский Ф. «Искусство на улице» // «Звезда»; 03.10.1920г.
12.    Ц. «Новые художники» // «Звезда»; 06.07.1924г.
13.    Гладышева И. «Пермь и футуристы» (Буклет к выставке). – Пермь; 1991г.
14.    Пирогов Н. «Пермь и футуристы» (Буклет к выставке). – Пермь; 1991г.

* Поделитесь ссылкой на этот материал:

 

 
« Пред.   След. »