Реклама


Главная страница arrow Библиотека arrow Питер Прингл: о Кларе Рокмор
Питер Прингл: о Кларе Рокмор

Перевод статьи Питера Прингла о Кларе Рокмор

 
Cуществует множество источников информации о великой терменвоксистке 20 века Кларе Рокмор. Здесь я бы хотел показать вам несколько фотографий, которые вы скорее всего не видели раньше. Клара Рокмор родилась с именем «Клара Рейзенберг» в Вильнюсе, в 1911. С раннего возраста было ясно, что она очень талантлива и обладает естественным даром выступать на сцене. На фото выше изображена маленькая Клара (стоящая спереди, слева от центра сцены), выступающая в сказочной пьесе в Детском Театре Берлина, примерно в 1919 году. Сама Клара как-то раз сказала в интервью, что когда она была ребенком, то выглядела «как кукла».

Я не вполне уверен, что девушка на верхнем фото это Клара Рейзенберг, и я не знаю что написано здесь русским языком. Тем не менее, я знаю, что эта фотография появилась из архива Клары Рокмор и всё ещё находится в нем.
 
Семья Рейзенберг эмигрировала в США в 1921 и поселилась в Нью Йорке. Эта фотография класса Клары сделана  примерно в 1923. В то время она была молодой скрипачкой, но оказалось, что ей необходимо прекратить занятия на инструменте из-за хронических физических сложностей, поэтому она перешла на терменвокс. Позднее, Клара говорила, что Лев Термен сохранил в ней «музыкальное благоразумие» познакомив её с терменвоксом. Клара во втором ряду спереди, сидит на краю слева.
 

Это обложка для концертной программы её сольного выступления в ратуше Нью-Йорка в 1938. Легко понять, почему Лев Термен, изобретатель инструмента, носящего его имя, так любил Клару. Помимо того, что она была удивительно талантлива как музыкант и терменвоксист, она была поразительно красива. По словам Клары, Лев Термен неоднократно делал ей предложения, но она отказывалась выйти за него. Возможно, это было к лучшему. Известно, что в то время его личная жизнь была очень сложна. Необычные детали его связей с русским КГБ наиболее интересно показаны в отличной биографии Альберта Глински «Термен, небесная музыка и шпионаж» (“Theremin, ether music and espionage”).


На этой фотографии заголовок статьи из газеты Камден Геральд в Камдене, Мэйн, 3 сентября 1936 года. Клара часто поражала критиков своим искусством игры — к концу 1930х многие люди уже слышали терменвокс (на котором играли другие терменвоксисты) и пришли к довольно негативным заключениям о возможностях инструмента. Существовало несколько терменвоксистов активно дававших концерты, чей энтузиазм к игре на инструменте сильно превышал их способности. Иронично то, что многие из этих гастролирующих музыкантов больше повлияли на отторжение, нежели на принятие инструмента публикой. Несколько критиков открыто согласились, что после посещения концертов Клары Рокмор, они изменили своё мнение о потенциале терменвокса.


Клара Рокмор была пионером электронной музыки. Её артистичность и техника игры на терменвоксе, по моему мнению, ставят ее в один ряд с другими великими женщинами музыкантами 20 века, такими как пианистка Майра Хесс, великая польская клавесинистка Ванда Ландовска и арфистка Лили Ласкин. Клара Рокмор умерла весной 1998, оставив небольшое, но важное наследие своих записей, среди которых «Искусство Терменвокса» (продюсер Роберт Муг 1977) и потрясающее живое выступление 1945 года «Концерт для Терменвокса и Оркестра» Американского композитора Аниса Фулейана (с оркестром под руководством великого Леопольда Стоковского). Обе этих записи были переизданы на CD. 

 
 
* Поделитесь ссылкой на этот материал:


 
« Пред.