Реклама


Корень кибер
Modorama.ru 3 декабря 2010  
текст: Лидия Гуменюк, фото: Kate Girman и cylandfest.com

В Петербурге прошел ежегодный международный фестиваль кибернетического искусства «Киберфест». Он был организован Санкт-Петербургским филиалом Государственного Центра Современного Искусства (ГЦСИ) вместе с Медиа-лабораторией Cyland и Saint-Petersbourg Arts Project. Мы поговорили с одним из кураторов фестиваля пермским медиа-художником и продюсером Сергеем Тетериным. 
 
 Сергей Тетерин и Киберфест
 
Что такое медиа-арт
Медиа-арт и кибер-арт  – это официальный термин, он объединяет большое количество работ, связанных общим отношением к технике. Общее понятие медиа-арт  может иметь разные формы: веб-арт, саунд-арт и т.д. Что же касается кибер-арта, то это такое частное, скорее даже авторское, название. Корень «кибер» – он такой даже немного ретро, потому что ассоциируется с фантастическими произведениями восьмидесятых годов. Это авторский подход художниц Марины Колдобской и Анны Франц, их личное отношение к тому, что они хотели бы видеть в медиа-арте. Каждый фестиваль пытается найти свою нишу, «Киберфест» тоже ищет эту нишу. В этом году она полностью сформировалась – домашние тараканы, о дружбе и вражде между человеком и техникой.

О медиаискусстве в России
Десять лет назад, когда я впервые узнал понятие «медиаискусство», чем-то подобным в стране занимались лишь считанные единицы, и все это было откровенно прозападным. Самосознание медиахудожника шло с равнением на Запад, а сейчас уже в России есть и свои звезды, есть и институции, выставки и музеи. В Московском Доме фотографии открылся Мультимедия Арт музей, в Школе Родченко есть курс медиа-арта . Там, кстати, преподает мой знакомый художник Роман Минаев, так что я рад за студентов. В Питере, в Про арте тоже, кажется, была школа для художников, оттуда вышел Андрей Устинов – участник «Киберфеста», сейчас за границей, правда, живет. А я помню еще те времена, когда просто спорили, как писать медиа-арт на русском языке: слитно, раздельно или через черточку. Прогресс явно есть. Ведь, когда сейчас люди хотят собрать программу медиа-арта, им уже реально есть из чего выбрать.

О «Киберфесте»
 Фестиваль проходит с 2007 года, это уже четвертый. С самого начала мы его курируем с художницами Мариной Колдобской (ныне директором ГЦСИ) и Анной Франц. Конечно, каждый раз ситуация с «Киберфестом» меняется. В этом году есть новые проекты, а есть и те, которые повторяются на каждом фестивале, и это нормально, ведь они раз за разом эволюционируют. Такой, например, проект как «Дрампейтинг» (барабанная установка, удары по которой влияют на изображение связанного с ней экрана – прим.) встречался на «Киберфесте» в разные годы и в разных вариациях, но эта новая версия Володи Лило с фотороботом наиболее впечатляющая. Мы искренне поздравили автора, поскольку его работа достигла, в некотором роде шизофренического, но все-таки совершенства. Так же многое зависит от места. Protozoa Марины Колдобской и Антона Чумака были представлены и на предыдущем «Киберфесте» в Молодежном центре Эрмитажа, но там им, возможно, не хватало места, потому что в лофте, совсем ином экспозиционном пространстве, они выглядят более впечатляющими, и обращают на себя гораздо больше внимания. Очень важно, что в этом году фестиваль нашел для себя новое гармоничное пространство в арт-холле «Poligraf»на Карповке 1. Лофт готовился специально, и была поведена колоссальная работа.

    1fgt205_3959.jpg
 
« Пред.   След. »