Реклама


Главная страница arrow Библиотека arrow Термен и Клара arrow Лидия Кавина - Детские годы с терменвоксом
Лидия Кавина - Детские годы с терменвоксом
Лидия КАВИНА - знаменитая терменвоксистка из Лондона, ученица самого Льва Термена. Когда Голливуд хочет снять новый ужастик или фантастический триллер и украсить саундтрек неземным звучанием терменвокса, приглашают именно ее. Медиахудожник Сергей ТЕТЕРИН поговорил с Маэстро терменвокса о ее детских годах и начале знакомства с волшебным инструментом.

- Уважаемая Лидия, давайте поговорим о Вашем детстве.
- Я должна сказать, что мне очень повезло, у меня были замечательные родители, они оба архитекторы, люди творческие, и всегда поддерживали мои артистические наклонности. Я с шести лет занималась музыкой, уже сочиняла. Также мне повезло, что нашим родственником оказался Лев Сергеевич Термен, он был двоюродным братом моего дедушки, очень часто нас посещал, все наши семейные праздники. Он наблюдал мое развитие как музыканта, и предложил моим родителям обучать меня игре на терменвоксе... 

- Пока мы не очень отошли от начала, скажите еще пару слов - каким ребенком Вы были? Ну вот, Вы родились в Москве...
- Да, я родилась в Москве, всегда училась в двух школах, в обычной и в музыкальной, потому что учиться музыке надо с самого детства. Училась играть на фортепиано, пела в хоре. Сочиняла песни, пела их на концертах. Кроме того, я занималась спортивным танцем, что мне очень потом помогло в жизни - группа была профессиональная - она имела звание народного "коллектива" страны, и мы выступали на крупных площадках, таких как Дворец съездов и Колонный зал. И конечно, вот это ощущение масштаба и учеба - появляться на большой сцене - мне потом очень помогло в жизни. Когда ты с девяти лет умеешь выступать на грандиозных площадках - это уже прививка на всю жизнь :)

- А как вы относились к музыке в детские годы? Нравилась ли учеба? Не привязывали ли Вас родители к стулу перед фортепиано, как это бывало с некоторыми музыкальными гениями?
- У нас в семье не было никакой "обязаловки", поэтому может быть, я занималась музыкой даже "спустя рукава", многое у меня получалось легко - в частности, сольфеджио. Я занималась только на уроках. Но это не является образцом для подражания :) Позднее я осознала, что было бы лучше, если бы я в детстве занималась музыкой больше и настойчивей. У меня с детства проявился хороший слух, это многому помогает, особенно на начальных этапах. И конечно же, хороший музыкальный слух очень помог при освоении терменвокса.

- Как я знаю, что и терменвоксом Вас не много заставляли заниматься. Насколько известно, уроки Термена проходили раз в неделю - по пятницам или субботам?
- По пятницам. Каждую пятницу в шесть часов вечера, с блестящей пунктуальностью - а Термен вообще был очень пунктуальным человеком - к нам приезжал Лев Сергеевич. Ему было за восемьдесят, но он еще продолжал работать на полной ставке в Московском университете, на физическом факультете. Полный рабочий день, конец полной рабочей недели. Он каждый раз переезжал с юго-запада Москвы к нам на север города, на общественном транспорте, метро, троллейбус. Поднимался на пятый этаж принципиально без лифта. Появлялся у нас всегда с тортиком, конфетками - это были очень милые родственные уроки, теплое общение.Термен никогда не был учителем с "обязаловкой", скорее это была такая инспирация к творчеству и просто к музицированию. Я сама придумывала, что я буду играть, приготавливала аккомпанементы (мы записывали на магнитофон заранее приготовленный аккомпанемент), и потом я играла на терменвоксе под приготовленную запись. Это были "Аве, Мария!" Шуберта, "Лебедь" Сен-Санса и так далее.

- И как долго продолжалось такое обучение?
- Это продолжалось несколько лет, Лев Сергеевич приезжал "учить". В этом всем важна была именно Персона учителя, он навсегда заложил в моей голове правильный образ. Термен в те годы был уже очень старый человек, но при этом здоровый, подвижный, с гибким умом. Речь идет о 76-м, 77-м, 78 годах прошлого века, ему было уже больше восьмидесяти лет. Но Термен бегал, он мог побежать за троллейбусом, чтобы его догнать, он танцевал, всегда предпочитал лестницу лифту. У него были ясные юношеские глаза, задорные, они заряжали энергией. Но кроме того, Лев Сергеевич очень хорошо играл на терменвоксе, в таком солидном возрасте и слух должен быть в хорошем состоянии, чтобы так чисто играть. И координация движений. Термен пел, насвистывал, напевал... Помню, его любимой темой была вторая партия Шестой симфонии Чайковского, первая часть (...Кавина напевает...). Термен говорил, что это мелодия всей его жизни, так он объяснял мне свою любовь к этой музыкальной теме. И я тоже играла ему, для него эту мелодию.

- Скажите, а когда вы в первый раз увидели терменвокс, что вы почувствовали видя этот аппарат - страх, гордость, или какой-нибудь особенный интерес?
- Довольно трудно сейчас вспомнить мои детские эмоции, но помню что я в первый раз обратила внимание на терменвокс тогда, когда Термен сделал специально для меня маленькую модель на батарейках, на транзисторах. Обычно у него получались терменвоксы достаточно громоздкие, на лампах, а для меня он сделал первый терменвоксик вот такой почти игрушечный, со смешными раскладными антеннами. Я довольно быстро поняла принцип игры на нем. Сказать что у меня было тогда какое-то особенное ощущение волшебства от игры на терменвоксе я не могу, может быть потому что в том возрасте ребенка слишком многое в окружающем мире уже кажется волшебством, к волшебству дети очень быстро привыкают. И машины на улице, и терменвокс - для ребенка это два волшебства примерно одного уровня. Мне было тогда лет девять примерно. Мое отношение к терменвоксу очень скоро стало вполне серьезным, уже со второго-третьего урока Термен принес мне уже большой "настоящий" терменвокс, на котором я играла вставая на табуреточку. Мне очень понравились музыкальные качества терменвокса. Примерно в то же время я сочиняла музыку для школьного спектакля "Снежная Королева"... нет, мне было уже одиннадцать лет. Всю музыку я записывала на магнитофон, играла то на одном инструменте, то на другом, пела... Тогда я и терменвокс тоже записала, это было появление Снежной Королевы под звуки терменвокса. Надо было изобразить нечто сверхчеловеческое, и терменвокс со своим глиссандо, большим диапазоном прекрасно подходил.

- А когда Вы впервые увидели терменвокс, Вас захотелось с ним играть как играет ребенок, или это сразу было отношение как к серьезному инструменту?
- Поскольку меня познакомил с терменвоксом сам изобретатель, поэтому я и воспринимала инструмент так как мне его подавал Термен. Как лиричный инструмент, для исполнения лиричных мелодий. Сам Лев Сергеевич называл его "песенно-голосовым инструментом", предназначенным для исполнения вокальной музыки. Вот именно такой подход он мне и привил.

- Ну и такой вопрос: какой совет Вы хотели бы дать детям, юным музыкантам, которые решат заняться терменвоксом?
- Я думаю, что сколько есть детей, столько будет и разных подходов - как учить ребенка терменвоксу. Ограничивать возраст для ребенка, когда можно начинать заниматься терменвоксом, я не буду. В большинстве случаев дело пойдет быстрее, если у ребенка уже будет некоторый багаж музыкального образования, музыкальной эрудиции, если он уже умеет играть на каком-нибудь другом инструменте, умеет разбираться с музыкальной литературой - это поможет значительно в освоении терменвокса. В общем случае, терменвокс потребует от ребенка - как и от взрослого - умения сконцентрироваться, концентрации внимания, отсюда и возникает некий возрастной ценз. Нужно чтобы ребенок не болтался стоя за инструментом, а был собран, и это обычно получается с девяти- десятилетнего возраста. Но это опять-таки зависит от конкретного ребенка. А в принципе, терменвокс в любом случае, кто бы на нем и с каким слухом не занимался, будет развивать музыкальный слух. Это абсолютно очевидно. И в условиях детского образования, в детской музыкальной школе это, наверное, особенно ценно. Терменвокс особенно требует концентрации внимания на звуке, он просто заставляет быть внимательным к звуку, иначе просто не получится на нем играть. Это и позволяет развивать и оттачивать музыкальный слух, очень ценное качество терменвокса. Он - большой помощник ребенка в сольфеджио.

21 августа 2010

Ссылка: сайт Лидии Кавиной - lydiakavina.com

Источник материала: www.cyland.ru

* Поделитесь ссылкой на этот материал:

 
« Пред.   След. »