Реклама


Главная страница arrow Тетерин Ньюс и пр. arrow Арт-манифесты! arrow М А Н И Ф Е С Т Алексея Шульгина: - Искусство, Власть и Коммуникация.
М А Н И Ф Е С Т Алексея Шульгина: - Искусство, Власть и Коммуникация.

Хороший человек Алексей Шульгин (автор многих чудесных арт-проектов, организатор WWWArtCenter) написал манифест, который меня заинтересовал, потом озадачил, потом снова заинтересовал. Смотрим по тексту. Вначале идут упаднические настроения. Автору ничего не нравится, автор разоблачает все, что было, есть и будет - т.е. прошлое, будущее и частично настоящее. А чего церемониться... И первым делом досталось писателям, любимым нашим козлам отпущения.

АВТОР: "Как кто-то осмеливается использовать слова для объяснения чего-то? Разве не очевидно теперь, как никогда ранее, что слова бессильны объяснить что-либо?
Давайте будем честными - слова сейчас ничто, разве что только очередное средство для художника".
(А я, может быть, не согласен! - слабо сопротивляюсь я (читатель)... - Может быть, я не желаю быть честным и считаю, что слово есть Бог! Или какой-нибудь прах дзэн. Или что-нибудь другое, не менее полезное. Мне вообще слова нравятся, я даже время от времени читаю их в огромном количестве, удовольствие получаю... Не от любых, конечно.)
После беспочвенных, я считаю, наездов на вторую сигнальную систему А.Шульгин лихо разоблачает все искусство и "медиа-арт" в частности в ужасном преступлении - манипулировании простыми людьми. Надо все исправить! Многотысячелетней истории искусства в очередной раз пытаются сломать хребет, и отрадно осознавать, что сделать это пытается наш, русский человек. Хотя манифест и написан на английском - из некоего кокетства, что ли... я объяснения этому обстоятельству так и не нашел. А и шут с ним, пускай на английском! Тем более что автор любезно предоставил нам перевод...

Очень мне понравились ПРИЗЫВЫ автора, которые он как бы бросает в нас с высокой интернетовской трибуны, а мы как бы внизу идем стройными рядами и с разноцветными шариками:
"Художники! Постарайтесь забыть само слово и понятие "искусство"..."
"Теоретики! Прекратите притворяться, что вы не художники..."
"Медиа-художники! Прекратите манипулировать людьми при помощи ваших фальшивых "интерактивных медиа-инсталляций"...
Хорошо бы еще ботинком по монитору постучать.

В финале даются полезные инструкции художникам, с которыми я как бы согласен, и как бы нет. Быть независимым от средств, менять направления деятельности, чтобы снова и снова упиваться статусом новичка... Все это, по мнению автора, дает мощный созидательный импульс. Типа "Rocket Jump" в популярной игре "QUAKE".
И самое главное - НЕ СТАТЬ МАСТЕРОМ!

Ну не знаю я. Не увидел я здесь ничего ЭТАКОГО. А зачем тогда?..
Возможно, где-то в Москве или там в LA есть клуб для особо важных художников, куда не пускают без собственного манифеста. Вроде как без галстука в ресторан. Вот и Алексей Шульгин обзавелся собственным галстуком, наскоро его себе повязав. Ничего дурного в этом, собственно, нет... был бы человек хороший.
В принципе манифест невредный. Навевает приятные мысли... Отчего не прочитать? Тоже ведь набор слов.

P.S. Подумал, что когда-нибудь заматерею в манифестоведении и стану известным художникам и поп-звездам писать на заказ манифесты для Интернета. Баксов так за 500... Нет, за штуку, не меньше! Я же все-таки буду МАСТЕР!..

 

РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ТЕКСТ:

Алексей Шульгин

М А Н И Ф Е С Т
Искусство, Власть и Коммуникация
(несколько простых мыслей без всякого желания сделать их глубже)

<перевод с английского>

Я намеренно написал этот манифест сразу на английском, которого не знаю достаточно хорошо, и я полагаю, то, что я собираюсь заявить, может показаться достаточно декларативным, обобщенным и грубым. Но единственная альтернатива этому, по-моему, вообще ничего не говорить. Во всех других случаях множество возможных интерпретаций и ассоциаций вымают те зерна смысла , которые я почти безнадежно пытаюсь найти и донести.

Как кто-то осмеливается использовать слова для объяснения чего-то?

Разве не очевидно теперь, как никогда ранее, что слова бессильны объяснитьь что-либо?

Давайте будем честными - слова сейчас ничто, разве что только очередное средство для художника.

Механика репрессивных социальных институций требует некого уровня стабильности. Люди, которые представляют власть этих институций, обезмозгленные ими, желают иметь некие прошлое, настоящее и будущее. Им есть, что терять. Им нужна стабильность, чтобы сохранить эти ценности, которые на самом деле навязаны им.

Но -

Прошлое не существует, потому что оно легко может быть переписано. Описывая прошлое, сочиняя историю, писатели пытаются завладеть ею, обрести власть над ней, а при помощи нее - и власть над будущим, используя желание людей иметь определенное (или неопределенное) прошлое, чтобы идентифицироваться. Никто не доволен прошлым, вот почему каждое новое прошлое, утверждаемое историками-обольстителями привлекает людское внимание. Буду ли я (моя семья, моя страна, мой род, моя раса) выглядеть лучше в свете совершенно нового прошлого?

То же самое касается и будущего - оно тоже несуществует, каждое новое будущее предлагает только очередную попытку захватить власть.

Но и насотящее для большинства людей не существует. Они живут, основывая свои действия и даже целые движения на фальшивой и навязанной им картине прошлого и настоящего. Они разобщены.

Что такое теория? Да, ты можешь делать блестящие логические заключения, но каковы их основания, аксиомы? Разве они полностью не неопределенны и необязательны?

 

 

3. Говоря об искусстве, мы всегда подразумеваем художественные формы, в которых это искустсво существует. Арт-формы, которые утверждаются и регулируются прогнившими арт-институциями. Даже искусство андеграунда всегда соотносит себя с эстеблишментом. Искусство, критическая деятельность, как мы теперь знаем, подавляется властью социальных структур. Только искусство, основанное на идее репрезентации, становится возможным при таких обстоятельствах.

 

Компьютер предоставил нам некоторую альтернативу - "медиа арт", который сразу же стал синонимом "экспериментального искусства" с точки зрения высшего художественного общесвта. Наблюдая очень популярное медиа искусство, такое как "интерактивные интсалляции", я всегда удивляюсь, как люди (зрители) радуются этому новому способу манипуляции ими. Кажется, что манипуляция - это единственная форма коммуникации, которую они способны оценить. Со счастливым видом они выполняют всего несколько опций, предложенные им художником: нажть левую или правую кнопку, прыгнуть или сесть. Манипулирующие ими художники чувствуют это и спользуют соблазны новейших технологий (будущее немедленно!), чтобы вовлечь людей в их псевдоинтерактивные игры, паразитирование которых на банальной воле к власти очевидно. Но какие замечательные лсова можно слышать вокруг этого: интерактивность, интрефейс для самовыражения, искусственный интеллект, и даже коммуникация. Так что, появление медиа-арта характеризуется переходом от репрезентации к манипуляции.

Но манипуляция более репрезентативна, чем коммуникация. С появлением Сети родилось нечто новое, скромно называющее себя сетевым искусством (нет-арт), сейчас пытающееся определиться и постигающее свое отличие от других форм творческой деятельности.

Проблемы настоящего периода нет-арта, как я вижу, уходят корнями в социальную детерминированность понятий "искусство" и "художник".

Способны ли мы преодолеть наше эго и отказаться от отживших идей репрезентации и манипуляции?

Прыгнем ли мы прямо в реальность чистой коммуникации?

Будем ли мы называться "художниками" в дальнейшем?

Нет-арт - коммуникация - настоящее.

4. Художники! Постарайтесь забыть само слово и понятие "искусство". Забудьте эти глупые фетиши - артефакты, которые навязывается вам подавляющей системой, с которой вы обязаны соотносить свою творческую деятельность.

Теоретики! Прекратите притворяться, что вы не художники. Ваше желание получить власть над людьми, соблазняя их интеллектуальными спекуляциями абсолютно очевидно (И даже понятно). Но реальность чистой и подлинной коммуникации гораздо более привлекательна и становится сегодня понастоящему возможной.

Медиа-художники! Прекратите манипулировать людьми при помощи ваших фальшивых "интерактивных медиа-инсталляций" и "искусственного интеллекта"! Вы очень близки к идее коммуникации, ближе, чем другие художники и теоретики! Просто освободитесь от своих амбиций и не смотрите на людей, как на идиотов, неспособных к творческой коммуникации. Если, конечно, хотите.

5. Вопрос:

Как вернуться к естесттвенной природе воли к власти в художественных средствах вместо банального их использования для достижения власти самой по себе?

Ответ:

А. Забудьте о прошлом и будущем, потому что они не существуют, сконцентрируйтесь на настоящем, которое не может быть описанным и которым невозможно завладеть.

Б. Смените свое занятие, как только поймете, что становитесь знаменитыми в своей области, и перед тем как движение, к которому вы пренадлежите, начнет создавать свою собственную историю. Тогда, когда вы начнете что-то другое в качестве новичка, ваша воля к власти и славе даст вам мощный созидательный импульс.

С. Не будьте зависимыми от средств, с которыми вы работаете - это поможет вам с легкостью отказаться от них.

Не становись Мастером!

(c) http://www.sccamoscow.ru/
 
* Поделитесь ссылкой на этот материал:


 
« Пред.   След. »