Реклама


Главная страница arrow Библиотека arrow Micromusic, или Low tech music for high tech people
Micromusic, или Low tech music for high tech people

19 мая 2002 года в Москве на Фестивале художественного программного обеспечения READ_ME 1.2 выступал швейцарский (базовый) состав артгруппы "Микромьюзик". Сие есть модная музыка и ностальгическая культура архаических игровых приставок (см. статью под катом). Небольшой кусочек концерта в ДОМе я выложил в Youtube. В первых же кадрах у сцены вы можете увидеть пританцовывающего в приподнятом настроении Алексея Шульгина и фотографирующую приехавших "звезд" Олю Лялину. А еще раньше у оранжевого экрана - Олю Горюнову и Сергея Тетерина, командующих парадом.


Автор статьи - Алексей Шульгин

Low tech music for high tech people

Впервые я увидел и услышал Micromusic на нашем общем концерте в Берлине, в клубе E-werk, реликте золотых времен берлинского технодвижения 90-х. Вечеринка была тематическая, посвященная электронной low-tech музыке, и проходила в рамках международного фестиваля медиа-искусства Transmediale. Огромное пространство бывшего ГДР-овского завода вместило и модных деятелей искусства, и фанатов восьмибитного саунда допотопных атари и спектрумов, и просто уикендных тусовщиков. Майкромьюзики выступали последними, их черед пришел ближе к полуночи, когда art-crowd уже достаточно налилась пивом и оглохла от пронзительных звуков предыдущих выступающих.


Впечатление от их выхода на сцену уже было достаточно сильным. Обычно "экспериментальная" электронная группа состоит из одного или двух очень молодых людей в черных (или в вычурных) одеждах, напряженно вглядывающихся в экраны своих переносных компьютеров и изредка нажимающих на клавиши и поводящих мышью. В связи с этим даже утвердился соответствующий термин - laptop music, прекрасно отражающий не только форму, но и суть явления - ведь компьютеры, как это и не покажется некоторым странным, не только развязывают творцу руки, но и обрезают ему крылья. Тут же перед взором взыскательной общественности предстали зрелые, под сорок, статные мужики с запоминающимися лицами. И не один-два, а целых шесть или семь.

На сцене был установлен диван, на котором расположилась часть из них с различными электронными устройствами (не исключая и лэптопы) в руках, кто-то крутил винил, кто-то сидел просто так. При первых же звуках я понял: вот оно, вот то, чего я так долго искал и не мог найти в современной музыке! И я увидел, что проняло не только меня. Бывалый берлинско-интернациональный люд просиял, оторвался от трепа и пива и замер, пытаясь понять, что же с ним делают.

Теперь я попытаюсь описать музыку словами (что, как кто-то метко заметил, примерно то же самое, как станцевать архитектуру, но все же...), а услышать ее можно на сайте Micromusic. В основе собственно саунда у майкромьюзиков лежит звук восьмибитных компьютеров времен их молодости, первых персональных компьютеров со звуковыми чипами. То была первая волна молодежи, уперевшей взоры в мерцающий экран телевизора, служившего тогда монитором, и отдавшей лучшие свои годы попыткам создать музыкальные композиции не хуже, чем в Arkanoid'е 1. Первая субкультура геймеров и одновременно домашних музыкантов-любителей. Шли годы, люди взрослели, на смену спектрумам приходили маки и писи с постоянно улучшающимися характеристиками звуковых карт, развивался формат MIDI. Любимые, но безнадежно устаревшие игрушки оседали на чердаках и в чуланах. Но что интересно, каждое новое поколение компьютерных музыкантов-самоделкиных возвращалось к восьмибитному (казалось бы, недоделанному, ограниченному, наивному) звуку одномегагерцовых компьютеров 80-х, обнаруживая в нем какую-то правду, безвозвратно ушедшую из более совершенного, но холодного мира пентиумов и powermac'ов.

На мой взгляд, эта правда заключается в том, что восьмибитный звук не притворяется тем, чем он не является, - а именно звуком реального музыкального инструмента. Его сила - в его ограниченности и минималистической емкости, выпуклости. Имея небольшой запас выразительных средств, музыкант вынужден достигать совершенства владения ими, и, если повезет, имеет шанс вырваться за рубежи ограничений, накладываемых технологией. Именно это непостижимым образом удается сделать Micromusic. Их музыка звучит очень современно, несмотря на ретросаунд, она то плавно медитативна, то скрежещет примитивными звуками. Когда их слушаешь, дыхание захватывает так же, как и при звуках настоящих, некоммерциализированных народных инструментов. В принципе это и есть некоммерческая музыка, ведь восьмибитные компьютеры были в основном игровыми и не предназначались для создания профессиональной музыки, их восьмибитность была вынужденной, и по мере развития технологии они были быстро заменены более мощными, дающими "реалистические" изображение и звук. Тогда-то весь magic has gone. Типичный сет Micromusic вполне техновечеринен - нет четкого разделения на треки, музыка плывет, переливается, то выявляя мелодии, то откатываясь к loop'ам. Невозможно понять, кто из музыкантов что именно делает, и, несмотря на явную импровизационность каждого сета, звучит все очень слаженно и емко, как 5-я симфония Бетховена.

Кстати, специфика восьмибитных звуковых чипов такова, что на них отлично получаются романтические звуки, правда, их общая примитивность гармонично снимает всякий пафос. Как и многие субкультуры, восьмибитное движение обрело второе дыхание с развитием Интернета. Старики и новобранцы оказались в одном информационном пространстве, стали общаться, обмениваться своей музыкой и софтом, делиться советами. Это сильно обогатило тусовку и повысило ее художественный уровень. Но совсем на новую стадию сообщество перешло, когда им всерьез занялись ветераны движения из Швейцарии, люди уже взрослые, пришедшие к своим сорока к пониманию, во-первых, реальной культурной и идеологической ценности low-tech музыки, а во-вторых, значимости правильной организации коммуникационного пространства. Другими словами, они пришли к идее отказа от индивидуального карьеризма в пользу строительства открытого сообщества людей, разделяющих интересы друг друга. Эта бригада, в основном состоящая из дизайнеров, безработных и программистов, создали интернет-портал для всего движения, специально разработав инструменты для совместной работы и коммуникации в онлайне, для обмена файлами, проведения виртуальных и вполне реальных событий силами сообщества и т. п. Самое интересное в таком подходе то, что, несмотря на кажущуюся утопичность стоящих за ним идей, система прекрасно работает. Число членов сообщества перевалило за пять тысяч. В отличие от мегапорталов типа Mp3.com, на которые все желающие могут загрузить свою музыку, майкромьюзики фильтруют поступающие данные. Коллектив редакторов внимательно прослушивают по нескольку раз около ста композиций, поступающих каждый месяц, и только лучшие вывешивают на сайт. Специально для этого они создали специальную программу, позволяющую совместно обсуждать композиции в онлайне. Вообще, структура и система функционирования сообщества в Сети тщательно продумана и постоянно улучшается в соответствии с требованиями общественности.

Мне кажется, успех микромьюзиков объясняется также их принципиальным отказом играть в успех - извините за тавтологию. Очевидная нацеленность современной поп-музыки на коммерческий успех выводит на передний план не собственно музыку, а искусственно созданный имидж музыканта, который своей фальшивой искренностью и "натуральностью" может убедить только идиота. Но поскольку идиоты тоже активно штампуются системой посредством масс-медиа, то мы и имеем Тату и Бритни Спирз. Micromusic не играют в звезд, они сидят рядом с тобой на диване и издают щемящие звуки, могущие показаться просто смешными в своем минимализме. И еще их музыка прямо ставит вопрос: какие новые культурные качества создает технологический прогресс, что дают новые способы звукоизвлечения и новые визуальные эффекты, к чему эта все убыстряющаяся гонка? Ведь они работают с технологией, которая устарела, едва успев обозначить свою эстетику!

Кстати, выступали микромьюзики и в Москве - в центре "Дом" на заключительной вечеринке фестиваля Read_me в мае 2002-го. Для московского сета они опять затребовали от организаторов диван, который, как я понял, является символом их движения, ведь диван - это что-то уютное, объединяющее, теплое, что очень соответствует впечатлению, которое производят эти люди и их музыка.

Сайт "Микромьюзиков": www.micromusic.net

Источник: журнал "Факел"
 
* Поделитесь ссылкой на этот материал:

 
 
« Пред.   След. »