Реклама


Главная страница arrow Пресса сообщает arrow Выставка цифровой эротики в арткафе «Валида»
Выставка цифровой эротики в арткафе «Валида»
Юрий Куроптев

Открывшая в арткафе «Валида» выставка цифровой эротики шокирует зрителя отнюдь не содержанием работ, к слову, граничащих с порно, а прямолинейной постановкой вопроса о таком эфемерном понятии, как границы искусства.
 


Это, безусловно, провокативная выставка. И дело здесь вовсе не в ее тематике – кого сейчас удивишь эротикой, пусть даже самой откровенной. На двенадцати принтах – двенадцать девушек в легко узнаваемых позах страстного любителя мужских журналов типа Playboy. Вот здесь модель умело и соблазнительно приподняла футболку, а здесь – шаловливо нагнулась, чтобы поправить ремешок босоножки. На этой девушка направила на смотрящего пистолет, как Элвис Пресли на знаменитой картине Энди Уорхола, на той – чуть полуобернулась, совсем не целомудренно прикрывая ладонью грудь.


По словам куратора выставки пермского медиахудожника Сергея Тетерина, «оригинальные рисунки различных авторов, выполненные в андеграундной «символьной» технике, открывают новые горизонты эротического восприятия в век цифровой технологии и виртуальной реальности». «Символьной» технике придумано наукоемкое название ASCII-art. На самом деле ничего сложного нет. ASCII (сокращенное от American Standard Code for Information Interchange) – это стандартный американский код для информационного обмена. Иными словами, все цифровые картинки написаны компьютерной программкой с помощью ничего не обозначающих буквенных и цифровых символов, а также знаков препинания типа “, /, %, S, из которых складывается плоское изображение порой весьма и весьма неприличного содержания.

Что касается «открытия новых горизонтов», то набор слова «ASCII-art» в поисковой системе показывает, что это искусство родилось еще задолго до появления первого компьютера. Так, адепты «символьного рисования» утверждают, что близкие к ASCII-art изображения начали появляться в XIX веке. А одним из первых рисунков, «напечатанных» при помощи букв, можно назвать изображение мышиного хвоста в третьей главе знаменитой книге Льюиса Кэролла «Приключения Алисы в стране чудес». С изобретением пишущей машинки в середине XIX века создание изображений с помощью литер уже стало восприниматься как вид искусства. В 1890-х годах производители пишущих машинок и агентства по найму и обучению секретарш устраивали конкурсы на самый лучший рисунок, созданный с помощью машинки. Например, одно из таких буквенных изображений - рисунок бабочки из множества скобок, дефисов, звездочек, точек и нескольких прописных букв О, созданный Флорой Стэйсси, - опубликовано в журнале «Pitman's Phonetic Journal» 15 октября 1898 года. Другой пример – каллиграммы, или фигурный текст в поэзии, которые использовал, в частности, французский поэт Гийом Аполлинер.

Непосредственно сам стандарт ASCII был создан в конце шестидесятых годов прошлого века. Поначалу «рисование буквами» получило распространение только среди программистов, а с развитием Internet рисунки в стиле ASCII-art стали пересылаться по электронной почте. Не стоит думать, что ASCII-art – явление сугубо маргинальное и андеграундное, потому что его прямыми наследниками и аналогами являются широко используемые сегодня при электронной переписке и общении в сети «смайлики» (улыбающиеся рожицы из точек и скобок) и SMS-графика в мобильных телефонах.

По сути, выставка ставит вопрос о таком эфемерном понятии, как существование границ искусства. И в самом деле, где проходят границы, отделяющие искусство от неискусства? Если раньше были художник и законы, по которым можно было оценить его творчество, то сегодня все ровно наоборот. Место художника занимает машина, а законы отданы на откуп «стандартному символьному коду». И всяк может, овладев нехитрой программкой, почувствовать себя художником, нарисовав пару десятков девушек в излюбленных позах глянцевого мужского журнала. Как тут не согласиться с мнением московского арт-критика Андрея Ковалева, утверждающего, что «новые технологии не создают ничего нового, кроме увеличения скорости коммуникации - просто не подлежащий утилизации мусор, чужие дневники, забытый кем-то спам сыплется в сознание со все увеличивающейся скоростью».

Таким образом, «цифровой мусор», которым написаны работы, – это метафора того, что останется от любви в стремительно наступающий «век цифровой технологии и виртуальной реальности».

Выставка открыта до 20 августа.

Опубликовано в газете «Деловое Прикамье Плюс» №29 (244) от 28 июля 2006 года
 
* СПРАВКА: 20 июля в арткафе ВАЛИДА открылась выставка "цифровой (ASCII) эротики". Двенадцать оригинальных рисунков различных авторов, выполненные в андеграундной "символьной" технике, открывали новые горизонты эротического восприятия в век цифровых технологий и виртуальной реальности.

Выставка была приурочена к 7-летнему юбилею кафе ВАЛИДА.
 
« Пред.