Юрий Куроптев
Открывшая в арткафе «Валида» выставка цифровой эротики шокирует зрителя отнюдь не содержанием работ, к слову, граничащих с порно, а прямолинейной постановкой вопроса о таком эфемерном понятии, как границы искусства.
Это, безусловно, провокативная выставка. И дело здесь вовсе не в ее тематике – кого сейчас удивишь эротикой, пусть даже самой откровенной. На двенадцати принтах – двенадцать девушек в легко узнаваемых позах страстного любителя мужских журналов типа Playboy. Вот здесь модель умело и соблазнительно приподняла футболку, а здесь – шаловливо нагнулась, чтобы поправить ремешок босоножки. На этой девушка направила на смотрящего пистолет, как Элвис Пресли на знаменитой картине Энди Уорхола, на той – чуть полуобернулась, совсем не целомудренно прикрывая ладонью грудь.
По словам куратора выставки пермского медиахудожника Сергея Тетерина,
«оригинальные рисунки различных авторов, выполненные в андеграундной
«символьной» технике, открывают новые горизонты эротического восприятия в
век цифровой технологии и виртуальной реальности». «Символьной» технике
придумано наукоемкое название ASCII-art. На самом деле ничего сложного
нет. ASCII (сокращенное от American Standard Code for Information
Interchange) – это стандартный американский код для информационного
обмена. Иными словами, все цифровые картинки написаны компьютерной
программкой с помощью ничего не обозначающих буквенных и цифровых
символов, а также знаков препинания типа “, /, %, S, из которых
складывается плоское изображение порой весьма и весьма неприличного
содержания.
Что касается «открытия новых горизонтов», то набор слова «ASCII-art» в
поисковой системе показывает, что это искусство родилось еще задолго до
появления первого компьютера. Так, адепты «символьного рисования»
утверждают, что близкие к ASCII-art изображения начали появляться в XIX
веке. А одним из первых рисунков, «напечатанных» при помощи букв, можно
назвать изображение мышиного хвоста в третьей главе знаменитой книге
Льюиса Кэролла «Приключения Алисы в стране чудес». С изобретением
пишущей машинки в середине XIX века создание изображений с помощью литер
уже стало восприниматься как вид искусства. В 1890-х годах
производители пишущих машинок и агентства по найму и обучению секретарш
устраивали конкурсы на самый лучший рисунок, созданный с помощью
машинки. Например, одно из таких буквенных изображений - рисунок бабочки
из множества скобок, дефисов, звездочек, точек и нескольких прописных
букв О, созданный Флорой Стэйсси, - опубликовано в журнале «Pitman's
Phonetic Journal» 15 октября 1898 года. Другой пример – каллиграммы, или
фигурный текст в поэзии, которые использовал, в частности, французский
поэт Гийом Аполлинер.
Непосредственно сам стандарт ASCII был создан в конце шестидесятых годов
прошлого века. Поначалу «рисование буквами» получило распространение
только среди программистов, а с развитием Internet рисунки в стиле
ASCII-art стали пересылаться по электронной почте. Не стоит думать, что
ASCII-art – явление сугубо маргинальное и андеграундное, потому что его
прямыми наследниками и аналогами являются широко используемые сегодня
при электронной переписке и общении в сети «смайлики» (улыбающиеся
рожицы из точек и скобок) и SMS-графика в мобильных телефонах.
По сути, выставка ставит вопрос о таком эфемерном понятии, как
существование границ искусства. И в самом деле, где проходят границы,
отделяющие искусство от неискусства? Если раньше были художник и законы,
по которым можно было оценить его творчество, то сегодня все ровно
наоборот. Место художника занимает машина, а законы отданы на откуп
«стандартному символьному коду». И всяк может, овладев нехитрой
программкой, почувствовать себя художником, нарисовав пару десятков
девушек в излюбленных позах глянцевого мужского журнала. Как тут не
согласиться с мнением московского арт-критика Андрея Ковалева,
утверждающего, что «новые технологии не создают ничего нового, кроме
увеличения скорости коммуникации - просто не подлежащий утилизации
мусор, чужие дневники, забытый кем-то спам сыплется в сознание со все
увеличивающейся скоростью».
Таким образом, «цифровой мусор», которым написаны работы, – это метафора
того, что останется от любви в стремительно наступающий «век цифровой
технологии и виртуальной реальности».
Выставка открыта до 20 августа.
Опубликовано в газете «Деловое Прикамье Плюс» №29 (244) от 28 июля 2006 года
* СПРАВКА: 20 июля в арткафе ВАЛИДА открылась выставка "цифровой (ASCII) эротики". Двенадцать оригинальных рисунков различных авторов, выполненные в андеграундной "символьной" технике, открывали новые горизонты эротического восприятия в век цифровых технологий и виртуальной реальности.
Выставка была приурочена к 7-летнему юбилею кафе ВАЛИДА.
|