Реклама


Главная страница arrow Библиотека arrow Инсталляции: что нового в этом новом виде искусства?
Инсталляции: что нового в этом новом виде искусства?
Ольга Горюнова

В наше интертекстуальное время, когда одно слово или мазок кисти отсылает вас к бесчисленным источникам, неудивительно, что рождающееся новое искусство является эклектическим соединением его старых видов, новых технологий и новых идей. Давно уже нет четких границ между некоторыми видами искусства. Художник волен творить в нескольких областях, создавая равно талантливые работы, которые не требуют специальных навыков. Что же собой представляет такой вид искусства, как инсталляция, не отличающийся большой известностью среди российских жителей?

 

Webster Dictionary сообщает, что слово "инсталляция" в английском языке в отличие от русского появилось очень давно - в XV веке. Оно обозначает процесс сооружения, сборки, составления чего-либо (сейчас им пользуются и для обозначения установки, например, программного обеспечения). С появлением различных технологий - видео, а затем и компьютера - возникли и разные виды инсталляций, которые сейчас мирно соседствуют с другими искусствами, например живописью или скульптурой, не уступая им. Вряд ли кто-нибудь сможет назвать точную дату появления инсталляций и осознания их как вида искусства. Наверно, абсолютное начало можно усмотреть в моменте, когда первобытный человек воткнул цветок в череп мамонта, водрузил его на копье, повесил в своей пещере и сказал: "Это прекрасно!" - а потом украшал свое логово в этом же роде. Сейчас инсталляции в основном представляют собой некое помещение, по усмотрению автора превращенное в художественное пространство. Оно заполняется рядом предметов, которым часто придается символическое значение. Гармоничное сочетание вещей, их положения с помещением являет собой искусство. В современном мире инсталляции получили равные с другими искусствами права сравнительно недавно.

Небезызвестный Джон Кейдж, произведший революцию в музыке и являющийся своеобразным гуру современных музыкантов, семь лет назад обратился к инсталляциям. Кейдж выбрал пустую комнату с кирпичными стенами и полированным полом. В инсталляции участвовали 6 стульев и 48 картин самого Кейджа, Марша Скиннера, Джина Кентона и Дава Брэдшоу. Инсталляция выставлялась в течение ста трех дней. Каждое утро в соответствии со сценарием Джона вывешивались 15 работ и выставлялось одно или несколько кресел. И каждый день камера медленно снимала всю галерею, фиксируя новое положение вещей и отмечая влияние на экспозицию добавочного элемента - света. Инсталляция была открыта для посещений.

Среди инсталляций выделяются три основных вида: обычные, виртуальные и видеоинсталляции. Типичной инсталляцией, насколько это определение применимо к произведению искусства, можно считать работу Романа Ондака 1995 г. "Вкус мысли". Он использовал для своего проекта небольшое кирпичное здание, по функциям являвшееся чем-то средним между гаражом и сараем. Все, что могло вызвать ощущение тепла и уюта, из помещения было удалено. Он-дак хотел создать некое практически стерильное пространство. В нем живет сдержанный человек, для которого мир по большей части цепь границ и заборов. В углу комнаты находится небольшая библиотека -книжный шкаф с полками, уставленными банками и пакетами, разнообразными свертками, в которых обычно хранятся продукты. На этикетках же вместо названий продуктов напечатаны заголовки книг, посвященных философии, психологии, медитации. Автор, используя необходимую составляющую жизни человека - еду, пытается играть с мыслями. Кто поручится за точное определение соотношения пищи и мыслей в жизни человека конца второго тысячелетия? Посетители, читая названия продуктов, могут представить себя разгуливающими по чужому мозгу. Не хотите ли попробовать вот эту мысль вашего соседа? Ондак, с одной стороны, пытаясь приоткрыть завесу над вечной внутренней тайной, с другой, заставляет задуматься над проблемой "ментального каннибализма".
Большое количество работ в области инсталляций посвящены отношениям современного человека и окружающего его мира, самоощущению человека в нем. Например, инсталляция Джен Хайштайн. Для нее была выбрана очень маленькая комната, в центре которой расположена некая скульптура. Это сооружение представляет собой подобие бочки, занимающей все пространство от пола до потолка. Ее бока выгнуты так, что для прохода остается лишь небольшое расстояние до стен комнаты и пустые углы. "Бочка" покрыта бетоном. Инсталляция создает ощущение переполненной комнаты. Интересна реакция посетителей: одни забиваются в угол, другие свободно расхаживают вокруг скульптуры, третьи исследуют материал, из которого она изготовлена... Инсталляция проходит без названия, однако ее вполне можно было бы озаглавить "Страшный сон больного клаустрофобией". Этот кошмар должен быть знаком вообще всем жителям больших городов.

Однако далеко не всех художников интересуют неврозы наших современников. Работа Джеймса Тарелла названа "Красный". Автор говорит, что его с детства занимал вопрос о сущности света и цвета. В школе, изучая психологию перцепции (восприятия), он узнал, что имеется большая разница между тем, что действительно видят глаза, и информацией, которую получает мозг. В своем проекте Таррел хочет показать другое восприятие света, заставить вас увидеть, почувствовать его как материю. Для своей инсталляции художник использовал абсолютно изолированную от света комнату. Основным материалом служит свет, с которым он обращается, как художник с краской, а скульптор - с камнем или деревом. Таррел нашел такое соотношение цвета и интенсивности лучей, их  особой формы, что красный квадрат света, появляющийся в углу комнаты, кажется твердым. Посетитель почти не может справиться с желанием дотронуться до него.

На инсталляциях как виде искусства не могло не отразиться появление компьютеров. Причем влияние последних чрезвычайно разнообразно: от использования мониторов как материала для инсталляций до применения новых технологий в их создании.

Проект Дианы Бюргойн позволяет человеку почувствовать себя механизмом, а может, задуматься, чем люди богаче машин. Инсталляция занимает две комнаты. В одной вокруг кухонного стола на стульях сидят четыре монитора и ведут мирную беседу. То есть лицо, изображенное на мониторе, рассказывает свою историю, а потом поворачивается и выслушивает другую. Например, один из персонажей вспоминает, как в здании музея, где проходят инсталляции, раньше располагалась конфетная фабрика и рабочие тайком через окна раздавали сладости соседским ребятишкам. Но посетитель не может услышать этой сентиментальной истории, находясь в одном помещении с мониторами. Только во второй комнате, надев специальный шлем и медленно передвигаясь по комнате, улавливая волны, вы сможете услышать разговор. Используя зрителей в качестве антенны, автор доводит свою работу до совершенства.

Виктор Грауер представляет проект "Океан тишины". Он считает, что такой проект может быть осуществлен лишь при помощи ПК. В темной комнате расположено несколько скамеек. В нише под ними компьютеры, которые излучают неявный, отчасти мистический свет, отражаемый стенами, полом и потолком. Постоянно меняющиеся, неуловимые опенки гармо-нируютх создаваемой компьютером мелодией, звучащей в одном мягком трансформирующемся тоне. Вы находитесь в океане света, погружаясь в машинные глубины. Проект относится к целому классу работ, посвященных "одушевлению" компьютера. Это одна из попыток максимально сблизить мир человека и компьютера, стремящаяся к их хотя бы временному взаимопроникновению и слиянию.

Еще одна работа, которая стала возможна благодаря компьютеру. Ролф Джулиус "Пепел". Из двух цветочных горшков доносится музыка, в которой смешаны пение птиц, шум радиаторов и другие звуки улицы. Пепел оранжевого цвета, опять же находящийся в горшках, движется в такт мелодии. Вы можете слышать и видеть музыку одновременно. Своеобразный балет в исполнении оранжевого пепла.

С появлением виртуальных компьютерных миров возникли и виртуальные инсталляции. Одна из технологий их создания такова: фотографируются пустые галереи,  годные для инсталляций. Затем на пленке запечатлеваются объекты, участвующие в создании работ.  Фотографии цифровым образом преобразуются, накладываются  друг   на друга и размещаются в компьютере. Вы можете разгуливать по виртуальной инсталляции, как по лабиринтам Quake, с той только разницей, что первое - высокохудожественное произведение искусства.

Работа Сэма Мэсси "Слава". Художник создал комнату, заполненную тенями и светом огромных ламп. Он сравнивает человеческую славу с изменчивыми тенями, а, по словам автора, "абажуры ламп не дают тени, они созданы для того, чтобы заставить свет сиять, его оттеняя". Инсталляция спроектирована в 1997 г. с использованием новейших компьютерных технологий.

Проект Шоны Кристофер, еще одна работа прошедшего года, отчасти маниакален. За вами постоянно наблюдают? Нелегко находиться в комнате, где из каждой стены на вас уставился огромный глаз...

Виртуальные инсталляции открывают огромные возможности для молодых художников. Даже дети могут создавать работы, способные соперничать с произведениями опытных мастеров. Проект Амбер Перкинс "Автобусная остановка". Видеозапись обычной автобусной остановки перенесена в неподвижный компьютерный образ. Художник добавила к картинке множество элементов, превращающих остановку в веселое и удобное место, где можно прекрасно ждать автобус хоть всю жизнь. На этой остановке есть все - от кофеварки и обогревателя до, конечно же, компьютера. Поскольку автор принимала советы и предложения, там также имеются мини-химчистка, телевизор и музыкант, играющий джаз. Не хотят ли люди слишком многого?

Очень интересен еще не осуществленный проект Ерика Роттера, призванный символизировать жизнь людей, проходящую в следующем ритме-цикле: еда, работа, еда, работа, еда, работа, сон. Или любое другое вечное повторение. Инсталляция размещается в комнате, представляющей собой прямоугольник, из которого Роттер делает круг. То есть в помещении как бы расположена спираль, подходя к концу которой посетитель вплотную приближается к потолку. Стены этой спирали сделаны из оргстекла. За ними циркулирует вода, которая окрашена в неяркие тона с помощью специальной системы подсветки. Вокруг вас демонстрируются краткие фильмы (от 10 до 30 с), которые непрестанно повторяются. А в конце лабиринта вас ждет встреча со старым телевизором, который также будет показывать повторяющиеся каждые 60 с образы. Этот вечный круговорот способен довести до тошноты. Инсталляции приобретают все более философский характер. При этом авторы считают своим долгом популярно объяснять зрителям значение символов, используемых в их работах, тематическую направленность произведений. Символика работ последних лет не отличается большой запутанностью и отвлеченностью, а понимание их эстетики не требует фундаментальных искусствоведческих знаний.

Осталось рассказать о последнем виде этого искусства - видеоинсталляциях. За последние 4-6 лет стало очевидным, что видеоинсталляции - одна из самых многообещающих форм видеоарта. Что же это такое?
Видеоарт как вид искусства появился в середине 60-х гг., когда была выпущена в продажу первая видеокамера (Portapak). Она выглядела громоздкой и нескладной, очень тяжелой, поглощала много энергии и требовала ручной перемотки. Тем не менее новые возможности видео привлекли некоторых артистов. В 1968 г. на выставке при музее современного искусства в Нью-Йорке была представлена первая работа в этой области.

В начале 70-х появились кассеты нового формата, которые серьезно облегчили работу с камерой, монтаж кадров. Новое оборудование открыло доступ к видео широким массам людей. Большинство существующих видеофестивалей представляют собой состязания коротких любительских фильмов, создателям которых, возможно, просто не хочется возиться с кинооборудованием. Для художника же, занимающегося видеоартом, камера не только средство, позволяющее запечатлеть отрывок действительности, документальной или вымышленной. Камера оказывается включенной в действие, в игру наравне с музыкой, светом, движением. На протяжении 20 лет видеоарт развивался, активно используя новые технологии и разрастаясь по разным направлениям.

В 1992 г. на выставке Documenta 9 в г. Касселе (Германия) представленные зрителям видеоинсталляции не уступали соседствующим с ними творениям по своим художественным данным. Видеоарт стал полноправным видом искусства.

Видеоинсталляции - это одна из форм видеоискусства, которая невероятно расширяет границы зрительного образа, предлагаемого на экране. Картина "освобождается" от экрана, заполняет его рамки, сочетаясь с образами, парящими в воздухе или висящими на занавесе. Видеоизображение больше не имеет определенного места и помещается в специально создаваемую среду. Особое пространство, существующее по собственному времени. Место действия теперь располагается снаружи; то, что раньше показывал экран, теперь происходит вокруг нас, между внутренним Субъектом и внешним Объектом.

Среди пионеров видеоинсталляции - Бил Виола. В центре затемненной комнаты установлен экран, медленно вращающийся вокруг своей оси. Одна сторона экрана зеркальная, другая - матовая. На противоположных стенках комнаты установлены два видеопроектора, проецирующие два изображения. На черно-белом напряженное лицо мужчины, который выглядит обезумевшим. Второе изображение - серия цветных картин: дети катаются на карусели, играют с фейерверками,- яркие, бурлящие образы. Фильмам соответствует музыкальное сопровождение: голос, монотонно зачитывающий длинный список душевных состояний человека, и радостные звуки детского веселья. Поскольку экран постоянно поворачивается, образы искажаются, накладываются друг на друга, отражаются от стен и потолка комнаты. Зритель находится в бреду из перемешанных смутных картин и звуков, окружающих его со всех сторон. Кроме того, он вынужден созерцать и свой собственный образ, отраженный в зеркальной поверхности экрана. У каждой изображаемой зарисовки есть свое цельное содержание. Она несет определенные эмоции, которые резко сменяются при очередном повороте экрана. Ритм звуков и образов из внешнего становится внутренним и превращается в навязчиво-изменчивый мир человека, поглощенного собой. Бил Виола известен своими работами в области изучения эмоциональных состояний человека при помощи простейших визуальных образов.

Видеоинсталляция Гарри Хилла представляет собой ансамбль из 16 мониторов, расположенных в выемке стены на уровне человеческих глаз. На полке, утопленной в стену на полтора метра, расположены мониторы, где изображены различные участки человеческого тела. Параметры каждого монитора соотносятся с размером части тела, которую он изображает - глаз, нетерпеливо все разглядывающий; пупок, поднимающийся и опускающийся с дыханием человека, и т. д. Изображение заполняет весь экран, не оставляя никакой рамки. Орган полностью олицетворяется с монитором, представляясь отдельно живущим существом. Положение мониторов относительно друг друга не соответствует логической организации человеческого организма. Ухо соседствует с изогнутой ногой, за ними скромно спрятано изображение паха. Длинные провода, протянутые к каждому монитору, связаны вместе под видом позвоночника; исчезают в глубине пещеры. Компьютерные системы, позволяющие осуществить этот проект, не выставлены на обозрение, и, возможно, именно они служат метафорой души человека. Интересным дополнением является то, что выставленные органы принадлежат самому автору произведения. Вот что значит "отдавать себя искусству".

Авторы проекта, в котором компьютеры участвуют и как актеры, и как технические мастера, его осуществляющие,- Джудит Барри и Брэд Мискелл. В деревянном ящике, на котором черными буквами по трафарету написано Hardcell (принадлежит Hardcell Corporation), через недостающие дощечки видны заброшенные компьютерные мониторы и клавиатуры, грязные CD-ROM и другие части современного технического оборудования. Все они связаны подергивающимися, спутанными проводами. Стонущая техника, пробегающие по экранам огоньки, разрушающиеся ящики - все это одновременно создает впечатление и современной свалки, и умирающего существа. Это произведение искусства вполне злободневно.

Современные художники заявляют, что традиционные виды искусства уже не способны самообновляться и развиваться. Они теряют свое предназначение и не могут не только взволновать, перевернуть душу человека, но и просто выразить ее. Нынешняя же электроника имеет дело как с обработкой данных, так и с выражением мыслей. Компьютерные технологии не только предлагают ряд головокружительных эффектов, но и меняют идеи и эстетические принципы художественной работы, открывают новые возможности самовыражения. Кроме того, новые виды искусства в сочетании с высокой технологичностью ориентированы на широкий круг людей. Это искусство уже довольно давно спустилось с башни из слоновой кости. Один из его главных постулатов: практически каждый человек, обладая простейшими навыками обращения с компьютерами, художественным вкусом и определенными духовными потребностями, способен создавать произведения, удовлетворяющие требованиям жюри современных фестивалей и выставок. Дерзайте!

Источник: журнал "Подводная лодка"

 

* Поделитесь ссылкой на этот материал:

 



 
« Пред.   След. »