За что мы не любим Маскву? – 10 лет

Недавно исполнилось 10 лет моему первому знаменитому интернет-проекту, который впрочем однозначным не назовешь. Смотрим восстановленный (музейный) экспонат:

+ избранные цитаты на Нелегал Ру

[02.08.1999, 17:53:07]
GAZETA.RU: Андрей Цунский,
<andy@onego.ru>
Сергей Тетерин: в Маскву, к Гельману в галерею

А.Цунский: Сергей! Позвольте задать вам слегка провокационный вопрос! Вы и правда не любите Москву, как таковую?

С. Тетерин : А с чего это вы взяли?

А.Ц.: Неужели Столица и ее жители показались вам столь негостеприимными, что вам в голову пришла идея разрабатывать знак «Приезжего», или «Посетителя Москвы»?

С.Т.:Если говорить обо мне лично, то в Москве я не сталкивался с каким-либо ущемлением моих гражданских прав. Но как человек современно информированный я располагаю набором сведений на эту тему. Я знаю – эта тематика актуальна.

А.Ц.:Неужто ситуация, когда возникает сама идея нарукавного знака для приезжих, кажется Вам нормальной?

С.Т.:Не забывайте, что это художественная идея! Конечно, она терроризирует сознание, но с художественной целью. Мне хотелось увидеть подлинные эмоции людей по поводу ситуации с приезжими в Москве, и аллюзия на нагрудные нашивки, введенные нацистами для евреев и славян, оказалась отличным инструментом. Своеобразным психокряком.

А.Ц.:»Психокряк» предполагает вскрытие, взлом какого-то застоявшегося психологического состояния человека, вернее, даже множества людей. Вам кажется, что есть определенные стандарты мышления коренных москвичей в отношении приезжих?

С.Т.:Одна моя знакомая леди из Лондона назвала это «заговором молчания в отношении приезжих». А я уверен, что да – существуют штампы и стереотипы в «московском сознании», существует поддерживаемый с имперских еще времен «культ столицы». И то, что на моем сайте www.teterin.raid.ru/maskva называют «дискриминацией по географическому признаку» – тоже встречается.

А.Ц.:На выставке была так же предложена идея ввести в обращение «знак москвича», чтобы тот мог быстрее найти своего. Таковой знак, хотя и не нагрудный, а карманный, уже вводился в столице, и назывался «Визитная карточка покупателя»!

С.Т.:Мне припоминается, как один посетитель выставки говорил другому: «Если предложить приезжим делать татуировку типа: «Я приезжий в Москве», 100% с возмущением откажутся. А если москвичам предложить сделать татуировку: «Я – коренной москвич», то многие, наверно, с радостью согласятся…»

А.Ц.:Ранее Москва, лучше чем провинция снабжалась продуктами питания и товарами народного потребления. Теперь она куда лучше снабжается деньгами. Не говорит ли это вам о том, что наше государство по-прежнему сохранило имперские амбиции, слега переменив политический декор?

С.Т:Нужно ли отвечать на этот вопрос? Насчет наличия имперских амбиций – вопрос чисто риторический. Я лучше скажу, что очень многие провинциалы искренне считают Москву другой страной, которая непонятно почему села России на шею. Да и самих москвичей не затащишь за пределы Москвы, только по какой-то служебной надобности. Москвичи слишком замкнуты на самих себе, а это уже перестает быть актуальным.

А.Ц.: Но можно поставить вопрос и по-другому. Назревшие в стране перемены тоже были инициированы в Москве, и не в последнюю очередь потому, что именно в Москве максимально сконцентрированы профессиональные кадры во множестве областей, интеллектуальный потенциал, в конце концов, московское население оказалось более подготовленным к этим переменам?

С.Т.:Но и ответить можно тоже по-другому. А прошлогодний кризис – он ведь ударил в первую очередь по москвичам, так ведь? Нигде в провинции не было выброшено на улицу столько профессионалов, да и ухудшение жизни на периферии произошло менее лавинообразно. Ну, перестали есть иностранные йогурты, привыкли к местным, невкусным.

А.Ц.: Верно. Но тогда получается, что традиционная нелюбовь к жителям столицы имеет под собой не экономическую подоплеку, а носит какой-то трансцендентный, архетипический характер?

С.Т.:Давай выкинем Юнга нафиг! Если бы москвичи умели держать себя в рамках корректности и не подчеркивали бы назойливо свое превосходство, остальные россияне души бы в них не чаяли. Ну как можно не любить настолько красиво одетых и образованных людей! Нет, я считаю – нелюбовь к москвичам есть примитивная оборонительная реакция.

А.Ц.: Но, опять же! Я против такого огульного соотнесения образа москвича с образом назойливого хама! Среди них, поверьте, огромное количество интеллигентных и вежливых людей!

С.Т.:Верю вам на слово, Андрей! Я тоже против огульного соотнесения. Однако в России у москвичей сложилась определенная репутация… Как у ирландцев в Англии, как у немцев во Франции. Это не я придумал. Я вообще на своем сайте ничего не придумываю.

А.Ц.: Так стоит ли посылать нафиг Юнга?

С.Т.:Стоит. У Юнга архетипы делятся на врожденные и недавно приобретенные, а также приобретенные случайно и не всеми усвоенные. Предрассудки насчет москвичей – это не врожденное. Вот если бы у москвича была кожа зеленая или там думать он умел в два раза производительнее – тогда другое дело. Когда-нибудь все развеется, вместе с имперским культом Москвы.

А.Ц.: Вернемся к выставке. Художественно оформленные Ю.Хоровским высказывания различных людей о москвичах и Москве – откуда они взялись, и длительное ли время велась подготовительная работа, обусловившая саму концепцию выставки? Не провоцировали ли вы каким-то образом посетителей вашего сайта?

С.Т.:Вся провокация на моем сайте заключена в заголовке – «За что мы не любим Маскву?». Как автор я просто горжусь – это сверхэффективный слоган. Я никого не провоцировал дополнительно – весь остальной контент сайта люди сделали сами. Пришли в гостевые и оставили записи на несколько мегабайт. А художник Хоровский выискал наиболее экстремальные высказывания и использовал в своих коллажах. А что вы хотели увидеть на выставке у Гельмана? Статистику посещений по «Рамблеру»?

А.Ц.: Ничуть. Но у меня есть к вам последний вопрос, перед тем как мы переадресуем читателя в галерею Марата Гельмана и на ваш сайт www.teterin.raid.ru/maskva . Вы любите Москву?

С.Т.:Любовь надо заслужить. Я восхищаюсь Москвой.

New posts: