Японские сувениры

Одной из первых обитательниц привлекательного мира каваий стала кукла Рика, появившаяся на рынке в 1967 г. Она запомнилась японцам не только своим миловидным обликом, но и огромными продажами, исчисляемыми почти в 50 млн. экземпляров. Этот коммерческий рекорд на рынке сувениров смогли повторить лишь удивительные котята-байкеры Намэнэко, заявившие о себе в 1980-х годах. Они символизировали новую, необычайно популярную в те годы в Японии молодежную субкультуру байкеров (босодзоку), которые наводили ужас не только на взрослых, но даже на своих сверстников.

Спрос на подобную сувенирную продукцию был необычайный. Только в 1990 г. объем продаж компании «Санрио» составил 200 млн. иен, а все продажи модных безделушек в Японии превысили 10 млрд. иен . Но главной статьей дохода «Санрио» была и остается миловидная кошечка "Hello Kitty", ставшая символом эстетики каваий.

"Hello Kitty" является, пожалуй, одним из наиболее узнаваемых и нежно любимых игрушечных персонажей не только в Японии, но и далеко за ее пределами. Китти — это маленькая белая кошечка, созданная дизайнерами компании «Санрио» в 1974 г. и впервые увидевшая свет на открытках и кошельках этой фирмы. Образ кошечки до такой степени пришелся по вкусу покупателям и принес такую популярность и самой Китти, и ее производителям, что те сразу же решились на массовый выпуск самых разнообразных и даже неожиданных товаров с ее миловидной мордочкой: полотенец, футболок, носочков, кружек, коробочек для сладостей и др.

В те годы у японских школьниц пользовалась большой популярностью английская литература, и образ кошечки "Kitty White" из книги Льюиса Кэрролла, которую взяла с собой Алиса в Зазеркалье, в какой-то степени навеял дизайнеру Симидзу Икуко идею создания японской Китти. И хотя родившееся таким образом миловидное кукольное существо тогда без всяких премудростей так и нарекли "Kitty White", в прямом заимствовании рисунка художницу упрекнуть нельзя. А в дальнейшем у Китти появились еще две «мамы» — Ёнэкубо Сэцуко и Ямагути Юко, которые дали ей и новое имя — Китти, и новую внешность. Первый раз миловидную мордашку Китти японцы увидели в 1975 г. на небольших пластиковых кошельках для мелочи, а уже в 1976 г. компания «Санрио» зарегистрировала ее как международный товарный знак. Сегодня главным образом благодаря Китти у компании насчитывается 130 специализированных магазинов и более 3 тыс. представительств по всему миру, а у самой Китти, как у настоящей звезды, есть даже свой фан-клуб.

Одна из основных причин популярности Китти кроется в ее нестандартном внешнем облике: маленькое туловище, крупная голова, ушки торчком, глазки-бусинки и носик кнопочкой, но главная особенность образа Китти — ее традиционно изображают безо рта. Пожалуй, именно эта важная деталь и позволила маленькой белой кошечке пленить людские сердца. По признанию самой художницы, благодаря именно этой незавершенности «ее „лицо" выражает то, что хочет увидеть каждый, смотрящий на нее. Если вы опечалены, вам будет казаться, что она пытается поднять вам настроение. Если вы счастливы — и она будет радоваться вместе с вами».

Еще один секрет привлекательности Китти состоит в том, что по воле художников и в угоду покупателям раз в год ее образ обновляется: меняются небольшие, но важные детали внешности либо их цветовое решение. Благодаря таким перевоплощениям Китти не перестает приятно удивлять и радовать своих реальных и потенциальных покупателей. А Китти нравится не только маленьким девочкам, но и девушкам, и взрослым женщинам,- и даже мужчинам, которые уже перестали стесняться носить галстук с ее милой мордашкой.

Китти не только стала культовым персонажем, она буквально превратилась в живое существо и зажила своей собственной жизнью: учится в школе, ходит по магазинам, печет пироги, увлекается коллекционированием различных маленьких приятных вещичек и дружит с плюшевым мишкой, с которым публика познакомилась в 1985 г., и котиком по имени Dear Daniel, появившимся в ее компании в 1999 г., заботится о собственных питомцах — кошечке Charmy Kitty, хомячке Sugar. И по всякому такому поводу создается новый образ и самый широкий ассортимент товаров, который в настоящее время достиг около 15 тыс. наименований.

Китти сегодня окончательно проникла во все сферы жизни Японии. Ее огромная красочная скульптура стоит в центральном магазине компании «Санрио» в токийском районе Синдзюку. А решив воспользоваться электричкой всегда оживленной линии «Кэйо», также начинающейся от Синдзюку, вы опять окажетесь в компании все той же Китти, чей образ украшает стеклянные двери вагонов. И это тоже неслучайно: ведь поезд мчит вас по направлению к новому парку развлечений «Санрио пюрандо», который был построен несколько лет назад. Здесь эта кошечка правит бал, подобно тому как Микки Маус вот уже много лет является главным хозяином американского Диснейленда. Поистине Китти — японский ответ главному американскому анимационному герою.

Можно говорить о целой огромной империи миловидной Китти, которая продолжает успешно завоевывать мир. Китти стала почетным послом детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), не говоря уже о ее высоких представительских функциях в Гонконге, Китае и других странах, где она выступает от лица Японии. А буквально несколько лет назад Китти была объявлена «лицом» легендарного дома «Кристиан Диор» и с успехом представила его модели осеннего и зимнего сезона. Среди истинных поклонников этой милой игрушки много мировых знаменитостей и звезд Голливуда: Рики Мартин, Мэрайя Кэрри, Хайди Клум, Стивен Тайлер, Кристина Агилера, Мэнди Мур и др. Именно благодаря их пристрастию к «кошачьему» ассортименту — ювелирным украшениям, игрушкам, одежде с любимым логотипом и т.д. популярный бренд "Hello Kitty" стал мировым, а стиль каваий получил всемирное признание не только на Востоке, но и на Западе.

Катасонова Е.Л. – Японцы в реальном и виртуальном мирах

New posts: