Японские корни, цветы и вазоны

В конце XX века появились нововведения в благоустройстве улиц, например стали повсеместно появляться вазоны для цветов на дорогах. Но перемены не заключались только в этом. В 1990-е годы идеи нарочитой инфантильности и возврата в мир детства, то, что, по сути дела, и заключает в себя понятие каваий, получили широкое распространение в западной молодежной культуре. Молодые женщины радикальных настроений стали носить одежду в кукольном стиле или в подражание старинным одеяниям с невообразимым обилием рюш, оборок и кружев, достаточно занятно сочетая ее с грубыми ботинками без каблука, получившими название «д-р Мартин», и другими аксессуарами, явно взятыми из мужского гардероба. Этот стиль был назван "Riot Girls" и в скором времени был взят на вооружение женскими рок- и панк-группами (например, "Hole and Babes in Toyland"). В это же время на Западе большую популярность приобретает созданная в 1982 г. японская рок-группа «Сёнэн найфу» ("Shonen Knife"), состоящая исключительно из молодых девушек, избравших для себя амплуа инфантильных девочек-подростков. Их внешний облик, костюмы, не говоря уже о репертуаре, посвященном куклам Барби и другим игрушкам и забавам детворы, явно несли на себе отпечаток подражания всему детскому. Однако, как ни парадоксально, именно их стиль вдохновил на новые художественные поиски многих представителей англо­американской поп-культуры. На этой волне, в частности, появилась такая легендарная американская рок-группа, как "Nirvana".

Те же японские корни четко прослеживаются и в истории появления известного персонажа британского комикса "Tank Girl", вышедшего в 1988 г. Этот полупанковский-полудетский образ в 1996 г. был взят на раскрутку Голливудом, что свидетельствовало о превращении стилистики "Riot Girls" из андеграунда в мейнстрим коммерческой молодежной культуры. Этой стилистике последовали, кстати, и известная исландская поп-звезда Бьорк, и участницы легендарной группы "Spice Girls". Слоганом последней стали слова «девичья сила», которые хотя и несли в себе легкий феминистский оттенок, зато обладали большой притягательной силой для женской и подростковой аудитории. Их сценический образ явился странной, но хорошо продуманной комбинацией внешнего инфантилизма и мощной внутренней взрывной энергии.

Сегодня слово каваий уже прочно вошло в повседневный молодежный лексикон многих стран, не требуя ни перевода, ни какой-либо адаптации к местным языкам. Оно стало неотъемлемой частью англоязычной поп-культуры, войдя даже в известный видеоклип певицы и дизайнера Гвен Стефани «Девочки Харадзюку» ("Harajuku Girls"), а также в список неологизмов, составленный студентами и выпускниками Райсовского университета Хьюстона (США)47. О прямом и опосредованном влиянии стиля каваий на западную молодежь и западную молодежную культуру свидетельствовали и многие зарубежные печатные издания 1990-х годов.

В частности, речь идет о популярном английском журнале "Face", страницы которого в 1990-х буквально пестрели заголовками и фотографиями, взятыми из реалий японской молодежной жизни. А на улицах британской столицы все чаще стали появляться юноши и девушки во входивших тогда в моду красочных футболках, привезенных из Японии, и каких-то кукольных платьицах на манер японских школьниц. Известный английский модельер мисс Сельфридж сразу же взяла эти японские образцы на вооружение и создала новую линию полудетской-полукукольной молодежной одежды, которая раскупалась практически моментально. Словом, можно найти много свидетельств того, как японская молодежная культура каваий 1980-х годов получила свое развитие в западной молодежной среде 1990-х.

Катасонова Е.Л. – Японцы в реальном и виртуальном мирах

New posts: