Японская гравюра

Долгие годы в Японии гравюра не считалась произведением искусства. Первые ее образцы нередко создавались в качестве красочных афиш к постановкам театра Кабуки. А затем попросту превратились в дешевую забаву для горожан. Гравюра стоила гроши и имелась в изобилии. Ею оклеивали стены, ширмы, раздвижные перегородки и двери, использовали в качестве упаковочного материала при отправке в Европу ящиков с чаем и керамикой. Кстати, многие гравюры из европейских коллекций попали в Европу именно таким путем. Однако постепенно отношение к гравюре изменилось. Работы знаменитых художников стали пользоваться большим спросом и высоко цениться. В конце XIX столетия Европа, а затем и Россия именно через гравюру впервые познакомились с феноменом японского искусства. В дальнейшем японская гравюра оказала огромное влияние не только на современную японскую культуру, но и на европейскую живопись. Французские художники-импрессионисты, а позднее японские создатели манга и анимэ взяли на вооружение метод плоскостного изображения, лаконичность линий, светлые тона укиё-э и т.д.

При этом, в отличие от европейской авторской гравюры, создание укиё-э представляло собой результат коллективного творчества. Художник рисовал черно-белую основу и обозначал раскраску отдельных деталей, резчик вырезал картину на доске, а печатник подбирал цвета и переносил изображение на бумагу. На протяжении двухсот лет развивалась техника гравюры — от черно-белой (укиё-э) до многоцветной, получившей название «парчовые картины» (нисики-э), сменялись поколения художников, трансформировалось отношение общества к плодам их творчества и т.д. Но неизменным оставалось одно: демократичность этого искусства, которое воплотило в себе новое мироощущение эпохи.

Гравюры укиё-э издавались в самых разнообразных формах: в виде книжных иллюстраций, художественных альбомов и отдельных листов, которые часто объединялись в диптихи, триптихи и серии, а также в виде свитков с зарисовками из театральной жизни — кабукидзоси-эмаки. Изображение куртизанок и актеров театра Кабуки, японских пейзажей и сценок из городской жизни принесло мировую известность японским художникам Китагава Утамаро (1753-1806), Кацусика Хокусай (1760-1849), Андо Хиросигэ (1797-1858) и Тосюсай Сяраку (даты жизни неизвестны, активный период работы — 1790-е годы) и др., каждый из которых стал, по существу, создателем новых жанров японской гравюры: бидзинга (картины с изображением красавиц), ясусиэ (картины с образами театральных персонажей) и т.д.

Катасонова Е.Л. – Японцы в реальном и виртуальном мирах

New posts: