Взгляд из аудитории

Получил отзыв на свою лекцию о медиа арте, прочитанную 6 апреля на философском факультете СПбГУ. (Для лектора-дебютанта – вполне вдохновляюще)

Медиа-арт. Аттракцион или новое видение реальности

Мишина Дарья (ylitka-ash)
студентка 5-го курса Философского факультета СПбГУ
solitude2002@yandex.ru

Каждый день, сидя а аське или проверяя почту, мы получаем массу ссылок на «прикольные картинки», «зачетные ролики», короче говоря, произведения авторов, которые, как всем известно, жгут. Но далеко не всегда мы задумываемся о том, что все это, в очень многочисленных и разнообразных проявлениях – медиа-искусство. Повсеместное развитие всякого рода творчества, созданного при помощи компьютера и другой современной техники спровоцировало появление, в первую очередь, термина медиа-арт, а уже после под эту гребенку подвелось все, что так или иначе мы находим в сети. Слушая лекцию известного пермского медиа-художника Сергея Тетерина, у меня возникла мысль о том, что искусство может называться сетевым только в том случае, если оно каким-то образом размещается в Интернете. То есть Интернет является посредником между арт-объектом и зрителем. Это условие делает медиа-искусство сетевым.

По словам Тетерина, новое время, современность, создает новые форматы произведений. И это неизбежно. Таким образом, параллельно с развитием технологий трансформируется творчество. Я не думаю, что медиа-искусство когда-нибудь сможет заменить наработанное веками, более глубокое и осмысленное видение мира, свойственное, скажем венецианским мастерам или мэтрам классического кинематографа, но оно вполне достойно того, чтобы включиться в круговорот всего, творимого человечеством на протяжении времен. Можно предположить, что на данном этапе мы наблюдаем описываемый жанр только в зародыше. Дизайн, как способ привлекательно оформить и какой-нибудь «фарс-арт», как возможность посмотреть очередной ролик и приколоться. Медиа-арт не должен оставаться незамеченным, несмотря на то, что его аудитория не так уж и велика, а многие, отчасти знакомые с этим явлением относятся к нему скептически. На это искусство тоже есть спрос – спрос времени. Осознание перемен происходящих в мире дает импульс к освоению новых пространств, в том числе и художественных. Интернет является наиболее благоприятной средой для этого освоения.

Примеры, показанные Тетериным, иллюстрируют медиа-арт, как некое аттракционное искусство, развлекательное, порой даже эпатажное. Эдакое искусство «стёба». Проект «movie mincer» – наглядное тому подтверждение. Мясорубка подключенная к ноутбуку, которая используется как кинопроектор – это, в первую очередь, идея об использовании вполне определенной вещи не по назначению. Если подумать, то идея совершенно авангардная: вывести объект из его повседневного контекста, дать зрителю прикоснуться к другой реальности, взорвать миф о том, что прикрученная к столу ёмкость годится только для получения фарша. Точно также, в концептуальном ключе, можно разобрать другой пример – «image cathode» Роба Кеннеди, который выводит на экран звуковые помехи. Мы наблюдаем неровные, постоянно дергающиеся ряды линий, оформленные интересной электронной музыкой. И особенно приятно наблюдать эту видео инсталляцию, отдавая себе отчет в том, что мы видим чистый звук, ведь само по себе абсурдно.

Говоря о том, какими качествами должен обладать художник, работающий в описываемом направлении, Тетерин отметил профессионализм, владение контекстом, индивидуальный почерк и ориентацию на определенный возрастной критерий. Наверное, стоит добавить еще и то, что медиа-арт – это искусство «замечать». Находить эстетику в коллективных действиях (флэш-мобах) или же отмечать эффект новизны в человеческом общении, происходящем посредством чатов, форумов, мобильных телефонов и др. Каждый человек сам выбирает в каком времени ему жить, чувствовать себя полноправным членом техно-футуристической эпохи или отворачиваться от возможности разнообразить собственное мировосприятие. И в независимости от нашего выбора это искусство будет развиваться, порождать новые идеи и интерпретировать мир в своем собственном, уникальном ключе.

Метки:

New posts: