«Венский транзит» в Перми

18 декабря в Выставочном зале Перми состоится открытие видеовыставки которую я курирую. Ожидается также приезд и австрийского куратора (Вали Гешль). Будет небольшой арт-концерт – с участием Сергея Белова, Андрея Побережника, Ильдара Манаева.

«Венский транзит»
Вена-Питер-Пермь: большое путешествие видеоарта
интернациональный проект при участии:
Департамента по культуре города Перми и Центрального выставочного зала Перми,
муниципального музея MUSA при Департамента по культуре города Вены,
ГЦСИ (СПб. филиал) и культурного центра «SHIFZ» (Вена, Австрия)

«Венский транзит» – так называется совместная инициатива Центрального выставочного зала (Пермь) и австрийского культурного центра «SHIFZ», при поддержке Департаментов по культуре Перми и Вены. В рамках проекта в течение 2007 года организована серия интернациональных выставок видео-искусства в Вене, Лиенце и Дамчахе (июнь), Санкт-Петербурге (октябрь) и Перми (декабрь). «Путешествующая выставка» представила австрийской и российской аудитории сборную программу российских и австрийских авторов (художников), в том числе и несколько имен из Перми.

В Перми выставка продлится с 18 по 23 декабря 2007. Адрес Выставочного зала: Комсомольский пр-т, 10. Программа выставки состоит из двух частей:

«Венские Видео – срезы молодого венского видеоискусства». Видеопрограмма из работ молодых венских художников. Подготовлена музеем MUSA, Вена.

Расписание показов: Вт. 18 декабря, Чт. 20 декабря, Сб. 22 декабря.
Длительность программы: 90 мин. Демонстрируется в режиме «нон-стоп» с 12 до 18 часов.

«VideoТочка: Made by Russians» – видеопрограмма работ русских (в том числе, пермских) авторов, подготовлена в Выставочном зале Перми.

Расписание показов: Ср. 19 декабря, Пт. 21 декабря, Вс. 23 декабря.
Длительность программы: 112 мин. Демонстрируется в режиме «нон-стоп» с 12 до 18 часов.

* Кураторы выставки: Berthold Ecker (Австрия), Gunda Achleitner (Австрия), Valie Goeshl (Австрия), Сергей Тетерин (Пермь).

Венские Видео
- срезы молодого венского видеоискусства
Видеопрограмма, созданная под эгидой Департамента по культуре г.Вена

Выставка «Венские Видео» предлагает содержательный обзор венского видеоарта последних лет. В 1951 году Подразделение Искусства при Департаменте по культуре г.Вена приступило к приобретению произведений искусства современных художников, живущих в Вене. К настоящему моменту эта коллекция включает в себя около 17500 рисунков, картин, графики, фотографий, скульптур и других объектов искусства. Уже целый ряд выставок был организован под девизом: «MUSA – музей по приглашению», в Австрии и за границей. Этот «странствующий музей» до сих пор не имел своего выставочного пространства, но в июне 2007 обзаведется таковым в Сити Холле города Вены.

Входящие в программу фильмы являются важной частью коллекции Департамента по культуре города Вена, и были выбраны как наиболее репрезентативные образцы видеоискусства Австрии последних лет.

В 2005 г. «Венские Видео» были с большим успехом показаны в рамках Bétonsalon в Париже. Благодаря сотрудничеству с Центральным выставочным залом Перми эта программа имеет приятную возможность в 2007 г. быть показанной в России (впервые).

Тринадцать видеофильмов составляют 90-минутную «закольцованную» компиляцию, собранную по нескольким тематическим группам: «Исследование и восприятие городского и деревенского пространств», «Идентичность и ролевые модели», «Агрессия и пафос», а также «Эротика и ирония».

«Исследование и восприятие городского и деревенского пространств»
Как художники воспринимают свою «среду обитания» и как это восприятие выражается в художественном плане?

Nina Dick снимает в своих фильмах улицу в 3-м районе Вены, по которой она ежедневно следует без какого-либо представления о ней в необычном оптическом ракурсе. Ее фильмы меняют взгляд на этот вопрос в целом, исследуя городской ландшафт в скульптурном отношении. В видеофильме “0,7” художника Simon Wachsmut’а доминирует созерцательный подход. В ленивых, расслабленных кадрах района бывшей границы между ГДР и Западной Германией (вблизи устья реки Эльбы) камера захватывает неподвижный пейзаж, «перегруженный» историческим контекстом. Медленно проплывающий паром только усиливает впечатление общей неподвижности. И если поначалу зритель реагирует эмоционально на пейзажные съемки, с течением фильма превалирует эффект от культурной концепции произведения.

Идентичность и ролевые модели
Очень и очень по-разному, два фильма программы работают с понятием «идентичности». Ricarda Denzer демонстрирует картину заброшенных квартир и пытается обрисовать выводы и суждения о бывших жильцах, их «запечатленной идентичности», оставленной в стенах комнат. И так же сломанные кресла могут быть инструментарием для идентификационных работ – кресла, показанные в фильме Edgar Honetschläger’а, художника который взял 14 найденных на улицах Нью-Йорка кресел, перевез их через Вену в Токио и пригласил японских мужчин и женщин «повзаимодействовать с ними», или просто посидеть в этих креслах. В результате художник доказал, что вопреки общераспространенному мнению японцам так же присущ индивидуализм как и всем остальным. Fiona Rukschcio передает феминистический взгляд на парижский Пантеон, известный национальный памятник и мемориал знаменитых людей – Гюго, Вольтера, Золя. Зритель фильма участвует в своеобразном туристическом туре. Но Rukschcio переписывает французскую историю, пересказывая биографии национальных героев таким образом, как будто это «героини». Этот – разумеется, некорректный – художественный прием позволяет взглянуть на исторические деяния в новом, «феминистическом» свете.

Агрессия и пафос
Живущий в Вене художник французского происхождения Nicolas Jasmin (N.I.C.J.O.B.), так же как и живущий в Вене швейцарец Pirmin Blum использует уже существующие фильмы (киноцитаты, фрагменты тестовых съемок) для производства своих собственных работ. При этом повторяющиеся кинофрагменты явственно приобретают агрессивные черты.
В фильме Ursula Mayer “Золотой огонь кончается в небе“ мы видим ее саму одетую в костюм раскрашенной свиньи на крыше одного из венских бункеров, построенных во время Второй мировой войны для защиты от авианалетов. Вопреки очевидному милитаристскому контексту, работа художницы не столько агрессивна, сколько нагружена пафосной энергией и производит впечатление панковского видеоклипа.

Эротика и ирония
Анна Ермолаева своей изумительно простой идеей показывает, насколько стремительно могут сливаться вместе эротика и ирония. И то огромное количество задниц, которое вы наблюдаете, – это выглядит не столько эротично, сколько создает хорошее настроение… особенное настроение, которое вам не подарит ничто, ни посещение магазинов, ни что-то еще.
Katarina Schmidl представляет эстетически безупречное женское тело, поза которого буквально демонстрирует «сладость обольщения». Желанные формы безупречны во всем кроме одного: они сделаны из шоколада и тают под лучами прожекторов. Жадность к новым ощущениям видна даже в процессе таяния…
Видеофильм Primin Blum’а «Смещенные тела» демонстрирует выглядящие несерьезными и ненатуральными действия людей, появляющихся в абсурдной одежде в необычных местах.
Waltraud Brauner – самый юный художник (точнее, художница) данной выставки. Технически ее работы напоминают «домашнее видео», но в действительности первоначальная запись была сделана на «Super 8». Ее работа вовлекает зрителя в творческое взаимодействие с фильмом, своеобразную интерактивную игру.

«VideoТочка: Made by Russians»
Видеопрограмма, созданная под эгидой Департамента по культуре г.Пермь

Русская «Галерея VideoТочка» представляет программу русских видеохудожников, живущих в различных городах России, от Петербурга до Новосибирска, а также за ее пределами – в Риге и Нью-Йорке. Все эти авторы очно или дистанционно сотрудничали с «Галереей Видеоточка» в Перми и заслужили признание и любовь зрителей.

Это очень разные работы: авторы демонстрируют незаурядные способности и фантазию в использовании видеотехнологии. Анна Колосова работает с цифровым аспектом видео; Борис Казаков делает scratch-фильмы, расцарапывая готовые советские кинопленки; «Синие Носы» устраивают остроумные video-based performances; Сергей Белов, Антон Борисов и Андрей Побережник смотрят на окружающий мир «взглядом художника», фиксируя на камеру необычные и тенденциозные аспекты; поэты из группы «Орбита» декламируют стихи в формате видеоарта; сибирская артгруппа CAT организует околополитические уличные демонстрации; Сергей Тетерин показывает кино с помощью самодельного art-device – старой мясорубки, подключенной к проектору; Алина и Джеф Блюмис демонстрируют высоты овладения языком видеоарта, будучи уже признанными мастерами этого жанра.

Метки:

New posts: