Столы для кухни и прочий минимализм

Употребление таких терминов, как «присвоение» и «симуляция», можно прямо применить к скульптуре. Переместимся на десятилетие назад. К середине 70-х стало ясно, что произошел серьезный сдвиг в критериях, по которым изготовленный трехмерный объект мог быть классифицирован как произведение искусства. Минималистское и концептуальное искусство основывались на идее некоей договоренности относительно привилегированного способа экспонирования и методов обсуждения данного произведения. Несмотря на меньшинство, которое продолжало считать, что дело скульптуры — заниматься непосредственно физическими свойствами массы, контуром, соотношением частей и объемом, — именно в этом и состояла точка зрения модернизма, — концептуалисты утверждали, что ни один объект, пусть даже самый случайный или никчемный — разбросанные по земле рваные веревки, пустые коробки, каталожные шкафы, столы для кухни и стулья, даже действия и движения художника нельзя автоматически отлучить от искусства или заставить перестать быть произведением искусства.

Однако к концу 70-х стало очевидно, что разговоры идут по кругу и ни к чему не приводят. И концептуализм, и ортодоксальный модернизм, на взгляд молодых скульпторов, выглядели теоретическим тупиком, препятствием на пути к новому. Дозированное обращение к массовой культуре представлялось очевидным выходом из этого тупика. Решающий скачок от материала к реальным предметам произошел примерно в 1977-1978 гг.: сначала в Европе, потом в Северной Америке, где процесс принял форму детальной разработки отношений с новым рынком потребительских товаров.

clip_image002

Тони Крэгг – Мозаика, 1984
Смешанные материалы Инсталляция в галерее Тиччи Руссо

Этот жизненно важный сдвиг можно назвать наполнением старых форм концептуализма повествовательностью и социальным звучанием. Вот показательный пример. В своих студенческих работах начала 70-х Тони Крэгг упорядоченно раскладывал по полу случайные, попавшиеся под руку предметы. В 1977 г. переехав в Германию, в Вупперталь, Крэгг сделал несколько напольных скульптур из различных бытовых предметов: пластмассовых детских машинок, кусочков пластика, найденного на улице, рассортированного по цвету и затем организованного как простые, всем понятные фигуры. «Мне нравилась непретенциозность минимализма… и интенсивность, которой требует рассматривание работы, — писал Крэгг. — Однако здесь слишком много геометрии, слишком много зависимости от качества натурального материала, или трудоемких природных процессов, при отсутствии новых способов работы с ними. И поэтому вопрос состоит в том. чтобы найти содержание… Я хочу разместить [материалы] и дать им значение»

Брэндон Тейлор

New posts: