Шесть кадров без остановки

Каждую неделю в Японии на экран выходит 70-80 анимационных фильмов. Такой объем, безусловно, беспрецедентен. Но даже он не отвечает в полной мере запросам мирового рынка, поскольку именно с ростом экспорта анимэ связывают сегодня наиболее оптимистические прогнозы японские эксперты и руководители ведущих медиакомпаний. Эти перспективы, в свою очередь, полностью совпадают с задачами распространения широкополосного Интернета и других новых средств передачи информации, которые облегчат создателям анимэ доступ на рынок и укрепят их позиции по сравнению с телевизионными компаниями. Но для реализации этих далеко идущих планов японским производителям анимэ еще предстоит решить ряд сложных проблем.

И одна из них, как ни парадоксально это звучит, преодоление структурного кризиса самой отрасли, до сих пор представляющей собой, по существу, мелкое кустарное производство, основанное на неутолимой потребности телеаудитории смотреть 6 кадров. Казалось бы, в Японии уже давно пора появиться медиагиганту наподобие "Walt Disney", который бы стал носителем лучших традиций и многолетнего опыта японской анимации. Однако в реальности на сегодняшний день в Японии насчитывается около 450 студий. Причем в отличие от знаменитых голливудских компаний японские ягшэ-студии — это предприятия небольшие. Редко на какой из них работает более сотни человек. Одной из самых крупных студий является знаменитая «Гибли» Миядзаки со 150 мультипликаторами, однако есть и такие мастерские, где все производство держится на двух-трех художниках, зарабатывающих себе на жизнь дешевыми мультсериалами для детских каналов.

Не лучше обстоит дело и с финансированием этой отрасли культурной индустрии. По мнению большинства экспертов, основы ягшэ-индустрии начинают постепенно разрушаться из-за нехватки средств на производственный процесс и оплату художников. По признанию продюсера студии «Гондзо» ("Gondzo") Такаги Дзюнъити, сделанному им в 2010 г., «с прошлого года сокращаются как количество выпускаемой продукции; так и бюджеты. Ранее контракт на 30-минутный ТВ-фильм стоил 18 млн. иен, а сейчас — только 13 млн. иен». По его словам, в прошлом году более слабые компании начали выходить из игры.

Катасонова Е.Л. – Японцы в реальном и виртуальном мирах

New posts: