С оглядкой на массмедиа

Многое из того, что сегодня происходит в мире, происходит с оглядкой на массмедиа, которые это фиксируют и транслируют. Происходящее формируется в его зеркальном отражении на экране. Вспомним хотя бы мощные баррикады международных телевизионных станций перед Берлинской стеной в 1989 году – присутствие медиа создало всемирно-историческое событие. Когда экран создает мировые события, качество картинки меняется. Тогда уже образы массмедиа нельзя просто созерцать, они прямо врезаются в сознание. Они порождают уже не знания, но чувства.

Со времен революции поп-арта известно, что чувства приобретают подлинную глубину не в жизни, а в медиа. Кто действительно хочет что-то пережить, ищет переживания не в эмпирической, а в виртуальной реальности; там оно может быть создано целенаправленно и не станет делом случая. Кто хочет глубоких чувств, идет в кино. Дети поп-культуры знают, что чувства любви и ненависти в кино и на телеэкране – более настоящие, чем в собственной спальне. Чувства, пережитые в телевидении или в кино, возбуждают в зрителе чувства второго порядка: желание страха, например, или стремление побыть меланхоликом. Телевизионные истории вырабатывают словарь таких чувств.

Диснейленд, Warner Brothers и Mall of America – все преследуют одну и ту же цель: тематически структурированные образные миры должны привести к сюрреалистическому уплотнению переживания, которое в результате должно оказаться, и оказывается, более реальным, чем сама реальность. Достичь этой цели не так уж и невозможно. Ибо что влечет в мире образов? То, что они оптически выразительнее и более адаптированы к потребностям восприятия, чем реальность.

Особенно хорошо это видно на примере мыльных опер на телевидении: это марочный продукт на рынке социального попечительства, где из вечера в вечер семья подается как платье массового пошива. Раньше семья вырабатывала «семейную жизнь», сегодня она ее потребляет в виде телевизионного развлечения. А скоро интерактивное телевидение заменит «массовую» семью «индивидуальной», точно подогнанной по размеру семьей. Речь идет как о содержательной, так и о практической замене семьи мыльной оперой и интерактивным телевидением.

Норберт БОЛЬЦ

New posts: