Освободи свой дух

Призывая художников самим за себя мыслить критически по отношению к своему материалу, «делать, творить, изобретать», П. Филонов чает внутренней революции в художественных делах: «Да будет первая мировая революция в психологии художника и в искусстве. Левый и правый художник, — раскрепостись! Сбрось буквоедов старины. Освободи свой дух. Учись во всем мире, в книге, в рядах новой жизни и науки. Только в них да в твоем интеллекте — основа творчества и ремесла, а не у попов реализма, не у краснобаев, не у маляров. Больше никаких учителей в твоем деле тебе не надо».

Художник, по мысли П. Филонова, должен стать «мастером-изобретателем», аналитически исследующим свой предмет, осознающим процессы, происходящие во внешнем и внутреннем мире человека и природы, и так же «аналитически-интуитивно» работающим с пространством холста. Такая художественная идеология подкреплялась и общеэстетическими воззрениями Филонова. «Искусство, — пишет он в статье «Понятие внутренней значимости искусства как действующей силы »(1923), — в целом и любое его произведение есть производное и фиксация интеллекта через материал, есть как производное и фиксация эволюции интеллекта, и действует как организующий фактор сдвига, эволюции и динамики интеллекта». Искусство производит не просто визуальные знаки, но ментальные концепты в сознании человека-художника и человека-зрителя. Такие ментальные концепты именуются Филоновым «принципами восприятия и разрешения», которые вводит в произведение интеллект мастера-творца. Этими принципами далее определяются все значащие формальные и содержательные элементы живописного языка, подобно тому, как внутренней формой или концептом-представлением в естественном языке определяются все формальные и семантические элементы разных уровней. Каждый такой примененный в живописной практике принцип действует, согласно Филонову, «не на эмоцию, т. е. не на чувство зрителя, а на его аналитически-воспринимающий интеллект».

Семиотика и авангард

New posts: