Считается доступной для всех потребителей установленная на укладка тротуарной плитки стоимость.

Размышления о родителях и… детях тоже

В народе бытует мнение о том, что не та мать, которая родила, а та, что воспитала, читала вслух детские стихи Маршака и так далее. Так ли это?

Попробую поразмышлять по этому поводу. На первый взгляд, это утверждение не только верно, но даже бесспорно. Однако, не всё так просто, как это кажется.

Родившую мать ещё называют биологической. Это означает, что в организме биологической матери происходит зачатие новой жизни, вынашивание ребёнка в течение девяти месяцев и наконец, рождение нового человека. Значит, биологическая мать даёт новую конкретную жизнь. Именно этой жизни не может дать больше никто и никогда. Уже поэтому такую женщину нельзя ни по каким основаниям не считать матерью рождённого ею ребёнка, как бы она к нему ни относилась. Об этом мы поговорим несколько позже, а пока об отце.

Я бы отцов разделил на три категории: биологический, фактический и юридический. Разумеется, биологическим отцом следует считать мужчину, от которого произошло зачатие новой жизни, конкретного человека. У каждого из нас биологическими отцом и матерью могут быть два конкретных и единственных человека противоположного пола. Кроме них, нашими биологическими родителями не могли стать никто, никогда и ни при каких обстоятельствах.

Немного о биологических родителях. Зачатие любого конкретного человека происходит только после оплодотворения яйцеклетки определенной женщины семенем определённого мужчины. Оплодотворение той же яйцеклетки семенем другого мужчины неизбежно зачинает жизнь другого человека (по сравнению с зачатием в первом случае). Мало того, происхождение конкретной жизни зависит не только от зачатия её от двух конкретных родителей, но и от момента зачатия у одних и тех же родителей. Дело в том, что оплодотворение одной и той же яйцеклетки семенем одного и того же мужчины, но в разное время встретившееся с данной яйцеклеткой, будет тоже другим, а значит, и зачатая жизнь иная, например иного пола.

Из всего сказанного следует, что биологическими родителями могут быть два конкретные и единственные человека противоположного пола, и никто их заменить не мог и не может. Отсюда все мы, дети, своим появлением на свет и всей своей жизнью обязаны, прежде всего, своим биологическим родителям со всеми вытекающими отсюда последствиями, как бы они в последующем к нам ни относились.

Я не биолог, поэтому если я в своих размышлениях не прав, то у биологов есть возможность меня поправить.

А теперь обратимся к родителям других категорий. Я уже говорил, что отцы могут быть как фактическими, так и юридическими. Это в полной мере относится и к матерям, а значит, к обоим родителям.

Обычно фактическими родителями являются, прежде всего, биологические. Но часто и те, которые воспитали. Как первые, так и вторые могут быть и чаще всего бывают – юридическими. Первые после рождения их ребёнка и регистрации его, а вторые после усыновлении, удочерения и регистрации. Классически и в подавляющем большинстве биологические родители одновременно являются фактическими и юридическими. Я считаю, что один формальный родитель (мачеха или отчим), который чаще всего исполняет обязанности родителя, не оформляя усыновления или удочерения, не является ни биологическим, ни юридическим родителем.

Некоторые мысли о взаимоотношениях между родителями и детьми, а так же об отношениях родителей к детям и наоборот.

Жизнь многогранна, многообразна, и порой, ставит как родителей, так и детей в самые непредвиденные ситуации, которые нередко и диктуют тем и другим взаимоотношения и поведение между собой. К сожалению, часто бывает так, что биологические родители после рождения ребёнка отказываются от него оба, либо один из них. Бывают даже случаи, когда родители, либо один их них, лишают жизни родившегося ребёнка. Я уж не говорю об абортах, что тоже, по существу, убийство. Во всех этих и многих других ситуациях малолетние дети переходят на воспитание других родственников, соседей, либо совершенно посторонних, но добрых людей. В городах чаще всего такие дети оказываются в детских домах. Многие из них впоследствии обретают новых родителей, будучи усыновлёнными или удочерёнными, а некоторые до совершеннолетия юридически остаются чужими, но фактически приёмными детьми новых родителей. Подавляющее большинство приёмных родителей растят и воспитывают приёмных детей как своих собственных, биологических. Большинство из этих детей до совершеннолетия не знают, что их приёмные родители не являются биологическими. Когда таким детям становится об этом известно, они разочаровываются в своих кровных родителях и затаивают на них своеобразную злобу, нередко на всю жизнь, заявляя, что они этого никогда им не простят. Существенную роль в этом играет формула: «Не те родители, которые родили, а те, которые воспитали».

Думаю, что приведённая формула оказывает не самую лучшую услугу приёмным воспитанникам. Она разжигает вражду между кровными и приёмными родителями, которая не учитывает ситуацию, приведшую к наличию кровных и приёмных родителей. Эти причины, как я уже сказал, самые разнообразные и многочисленные, среди которых имеются как объективные, так и субъективные. Полагаю, что без их учёта строить свои отношения с биологическими и приёмными родителями нельзя. В подтверждение этого приведу конкретный, не придуманный пример. У моей жены Марии Ивановны мать умерла, когда ей было два года, а отец – по исполнении шести лет. Растили и воспитывали девочку бабушка с дедушкой. Следуя упомянутой формуле, родителями моей жены являются только дедушка с бабушкой, а кровные родители совсем не родители, потому что они не воспитывали своей дочери до совершеннолетия. Это кощунство. Вы скажете, что я привёл крайний случай. Да, это так, и я это сделал умышленно. Глубоко убеждён, что биологических родителей следует в любом случае считать родителями только за то, что они дали нам самое дорогое, жизнь. Если бы не они, мы бы никогда не получили того мига, который называется жизнь.

Эти мои размышления о родителях убеждают меня в том, что в ситуации, когда у тебя оказались не только кровные родители, но и приёмные, необходимо признавать родителями тех и других, независимо от того, по какой причине это произошло. Без биологических родителей не могли появиться приёмные, тебя вырастившие и воспитавшие, то есть обеспечившие жизнь, которую подарили первые. Это обязывает приёмных детей заботиться о вторых своих родителях в такой же степени, как и о тех, кто тебя родил, вырастил и воспитал. Эта обязанность вытекает, прежде всего, из того, что приёмные родители родительские обязанности возложили на себя добровольно, как и кровные, без чьего-либо принуждения. Значит, и обязанность детей по отношению к обоим родителям равнозначна.

Степень предпочтения тем или иным родителям, по моему мнению, зависит от двух факторов. Во-первых, от ситуации, в которой кровные родители отказались от своего ребёнка. Во-вторых, от уровня морально- нравственных качеств человека, у которого оказались родители не только биологические, но и приёмные. Убеждён, что при определённых ситуациях нельзя отдавать предпочтения ни одним из родителей.

Нередко приходится слышать, что кровным родителям, отказавшимся от своего ребёнка, не может быть прощения. Подобные заявления иногда звучат и с экранов телевизоров. Например, в программе «Пусть говорят» 1-го канала некоторые брошенные дети заявляли, что они никогда не простят этого тем, кто их бросил в детстве. Я таких мнений и заявлений не разделяю. По-моему, есть единственный случай, когда простить нельзя. Для того, чтобы избавиться от ребёнка не только родившегося, но и могущего родиться (аборт) родители предприняли попытку лишить его жизни, но он выжил вопреки воле убийц… Во всех остальных случаях я бы простил своих родителей уже за то, что они подарили мне жизнь. При необходимости я бы оказывал любую, в том числе и материальную, помощь как тем, так и другим родителям, разумеется, с учётом того, кто из них и в чём больше нуждается, и своих возможностей.

Вот, пожалуй, и все мои размышления по этому поводу. С ними можно соглашаться или не соглашаться, с ними можно спорить, их можно не только отрицать, но и категорически отвергать. Они никого и ни чему не обязывают и ничего не навязывают. Однако думаю, что над этим следует хорошенько поразмышлять в первую очередь тем, кого это лично касается, и не только…

С. Ф. Кривошей – Слово о старости, которое надо знать в молодости

New posts: