Расцвет Интернета и компьютерных магазинов

Во второй половине 1990-х гг. происходит взрывоподобное развитие сети Интернет и связанных с нею коммуникационных технологий. В конце XX в. в Интернете насчитывалось более 300 млн. постоянно подключенных к ней серверов. Сервер – компьютер несколько большей мощности по сравнению с обычным персональным компьютером, который служит физическим носителем информации, доступной пользователям Сети.

Интернет, по общему мнению, превращается в виртуальное государство со своей собственной киберкультурой, территорией и населением, не зависящим от национальных или политических границ. Россия, несмотря на кризисное состояние науки и экономики, с 1995 г. подключилась к Всемирной паутине. В 1999 г. были сотни коммерческих провайдеров – владельцев серверов и региональных научно-образовательных сетей, обеспечивающих доступ к Интернету практически во всех крупных городах России, повсюду начали открываться специализированные компьютерные магазины. Особенно большую и активную деятельность по внедрению Интернета в России развернул Институт «Открытое общество» (фонд Сороса).
Дефиниция Интернета вытекает из сущностных функций, присущих сети, а именно:
• Интернет . глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений (коммуникационно-пространственная функция);
• Интернет – общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство (коммуникационно-временная функция);
• Интернет – вспомогательное средство социализации и самореализации личности и социальной группы путем общения с заинтересованными партнерами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров.

Исходя из сказанного, получаем дефиницию: Интернет – глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий. В этой дефиниции учтены следующие отличительные признаки Интернет:
• социально-коммуникационная сущность сети, обусловленная коммуникационно-пространственной и коммуникационно-временной функциями, т. е. способностью обеспечивать движение смыслов в социальном пространстве и времени;
• предназначенность для удовлетворения коммуникационных потребностей не общества в целом, а отдельных личностей и социальных групп, обусловленных их стремлением к социализации и самореализации;
• вхождение в систему электронной коммуникации, благодаря использованию компьютерной базы и телекоммуникационных технологий;
• глобальные масштабы Сети.

Не касаясь технологических подробностей, перечислим основные технические решения и термины, принятые в Интернет. Всемирная паутина (WWW) представляет собой пространственно распределенную информационно-поисковую систему, состоящую из следующих элементов:
информационных ресурсов в виде – а) web-страниц, представляющих собой адресованные (имеющие однозначный адрес) машиночитаемые документы, содержащие текст, графическую информацию, в том числе – многоцветные изображения, и ссылки на другие документы, как-то связанные с данным; система ссылок образует гипертекст, облегчающий информационный поиск; б) сайтов – совокупности страниц, принадлежащих частному лицу или организации и размещенных на каком-либо сервере; сайты (от англ. site – “участок”) имеют свои адреса; на одном сервере может размещаться несколько сайтов; в) каталогов и файлов – средств организации информационных ресурсов;
информационно-поисковых языков словарного и классификационного типа, служащих для поиска информации по ключевым словам и индексам иерархических классификаций (русскоязычные поисковые системы Рамблep, Апорт, Индекс, Ау; англоязычные – Altavista, Info-seek и др.); логических операций, используемых при поиске с помощью операторов И, ИЛИ, НЕ, а также расширении поисковой зоны путем отбрасывания окончаний и суффиксов слов; технических средств реализации в виде серверов с размещенными на них сайтами и страницами, средствами проводной и радиосвязи, образующими узлы и глобальную cmpукmypy сети; программного обеспечения, включающего протоколы, регламентирующие обмен информацией между компьютерами (интерфейс), систему адресов компьютеров, сайтов, документов, страниц, гипертекстовые языки для описания содержания документов, специальные программы для движения в Сети (браузеры, или навигаторы) и др.
Несмотря на постоянное повышение «дружелюбия» и комфортности диалога с Интернетом, тематический поиск релевантных страниц в информационных ресурсах Паутины нисколько не проще традиционного библиографического разыскания и требует огромного трудолюбия, настойчивости, логичности мышления, интуиции, цепкой памяти, которыми всегда отличались профессиональные библиографы. Однако Интернет – не только информационно-поисковая система; он решает задачу, которая совершенно не свойственна ИПС: формирует виртуальные клубы духовно близких пользователей Сети. Этой цели служат телеконференции, списки рассылки, наконец, чаты (chat – англ. “болтовня”).
Характерным фактом виртуальной коммуникации является заявление в 1998 г. Всеобщей Эсперанто-ассоциации о формировании «сетевого этноса». «Мы убеждены, – заявляют инициаторы, – что не только территория делает возможным существование государства, но также культура, самосознание. Сегодня исторический рост нашей культуры обязывает нас сделать качественный скачок в развитии нашего сообщества через создание своей Конституции и своего Правительства… Интернет позволяет сделать все это без расходов на постоянные очные встречи». При этом они ссылаются на то, что «число говорящих на эсперанто в Европе достигает 10 млн. человек и превышает население многих европейских государств».
Использование Интернета, по сути дела, представляет собой реализацию прикладных функций Сети. Не будем рассматривать коммерческую эксплуатацию, а обратимся к бесприбыльным областям применения Интернета.
А. Образование. Учителя общеобразовательных школ охотно используют Интернет для общения друг с другом и с родителями своих учеников, для обмена профессиональным опытом, иногда обращаются к ресурсам Сети, чтобы обогатить содержание уроков, но многие педагоги настороженно относятся к стремлениям детей углубиться в виртуальное пространство Интернета, опасаясь нежелательных последствий. Другое дело – средняя специальная и высшая школа.
Здесь активно разрабатывается идея дистанционного обучения, суть которого состоит в замене физического перемещения студентов к источникам знания на виртуальное перемещение знаний к студентам. Дистанционное обучение особенно привлекательно для заочного образования. Большинство вузов имеет в Интернете свои сайты, где размещаются не только рекламно-ознакомительные материалы, но и электронные версии учебных пособий, методические материалы, контрольные задания и т. д. Существуют привлекательные проекты виртуальных вузов, предусматривающие мобилизацию лучших преподавателей и специалистов региона для участия в педагогическом процессе.

Аркадий Соколов: диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации

New posts: