Политическое искусство в отдельно взятом городе

В воскресенье 10 сентября в Галерее VideoТочка состоится выступление Максима Нероды (Новосибирск) – лидера артгруппы САТ (Contemporary Art Terrorism). Зрители увидят оригинальную видеопрограмму группы CAT. Пермь, Комсомольский пр-т, 10 (Центральный выставочный зал). Начало в 16 часов.

Политическое искусство в отдельно взятом городе
Пермь, 10.09.2006 – благодаря Культурной Столице и Robert Bosch Stiftung Gmb.

В программе:

Контекст
Акции инициированые САТ:
- Монстрация 2004 и 2005 (видео)
- Оплата штрафа (fla$h-mob) (видео)
- Свобода, Равенство, Пиратство (видео)
- Учиться, учиться и еще раз учиться (видео)
- Уголь против мандаринов (видео)

Акции САТ:
- Бумер (видео)
- Гражданская оборона (видео)
- MonstROOM (видео)
- Искусство – это своего рода винтовка (видео)
- Захват метро (видео)
- Школа своевременного искусства

Максим Нерода сообщает:

Группа CAT
Группа САТ (Contemporary Art Terrorism) была организована мной, Екатериной Дробышевой и Артемом Лоскутовым в 2003 году как экспериментальная художественная группа, целью которой было создание политического искусства в локальном контексте города Новосибирска. В течении двух лет группа занималась исследованиeм политической и социальной реальности, на основе которого предполагалось создание собственного контекста политического искусства в Новосибирске, имеющего возможность корреспондировать с искусством и за пределами России.

(ДЕ)Монстрация
В качестве критики существующей практики протеста и данного социального устройства мы создавали ситуации, в которых представители власти, бизнеса, церкви и других институтов подавления вынуждены были выступать, формально в соответствии со своими функциями, в абсурдном и комическом виде, обнажая тем самым абсурд функционирования власти. Мы радикально отказались от создания материальных произведений, стремясь дойти до предела, когда произведение невозможно будет продать. Сотрудничество с культурными институциями было признано нами как подавляющее, преобразующее творческие интенции художника в товар и, тем самым, их нейтрализующее. Независимо от нашего отказа от участия в жизни замкнутого художественного сообщества (равно как и политического) нашей целью оставалось создание искусства, а именно левого политического искусства.

Наша художественная тактика состояла в том, что мы вовлекали неподготовленных людей с улицы в процесс создания критического художественного высказывания, в результате чего каждый ощущал причастность к продукту нашего коллективного труда. Во время акций создаваемая нами система ценностей вступала в конфронтацию с системой, предполагающей отчуждение человека от результата труда, и таким образом визуализировала для каждого участника отношения отчуждения в обществе. При организации акций и перформансов мы использовали метод flash mob и интернет рассылки, которые восприняли как альтернативные неподконтрольные медиа, которые сохранили элементы свободного обращения информации и позволяли людям самоорганизовываться без внешнего управления, таким образом, устраняя персону организатора, так же как и объект штрафных механизмов.

Первая акция – монстрация – была организована как прямое критическое действие по отношению к принимаюшей спектакулярный характер практики протеста, который выражался в согласии людей выступать под очевидно фальшивыми лозунгами. На примере ДЕ-конструкции, ДЕ-монтажа и в конце ДЕ-струкции мы препарировали термин ДЕ-монстрация, оставив, таким образом, конструктивную составляющую. Перед первомайской демонстрацией нами было открыто опубликовано в интерненте приглашение для всех желающих на первомайскую монстрацию, суть которой состояла в том, что каждый участник приносит бессмысленный лозунг или лозунг, выражающий его простые эмоции. В самой идее уже заключался принцип самоорганизации, поскольку человек, пришедший на монстрацию с политическим лозунгом автоматически становился причастным к демонстрации и одновременно объектом нашей критики.

За несколько дней до акции в прессе появились сообщения вроде «Новосибирские антиглобалисты выйдут на Первомай с матерными и глубоко личными лозунгами». На монстрацию пришло около 100 человек со своими лозунгами, которые милиция сразу же потребовала предъявить. Колонна национал-большевиков насчитывала всего 30 человек, что придавало монстрации силу политического высказывания. Первый лозунг «Таня, не плачь!» был признан антиобщественным и милиция потребовала свернуть все остальные и уходить с демонстрации. Только благодаря присутствию большого колличества прессы мы смогли пройти шествие до конца. На площади Ленина пятеро человек были арестованы и отправлены в участок милиции, где вынуждены были подписывать объяснения в том, что лозунги «Ы-ы-ы-ыть», «А-а-а-ах» и «Как-нибудь так» не призывают к свержению конституционного строя.
Троим участникам был присужден штраф 500 рублей, что послужило поводом для ответной акции, которая была сформулирована, как концептуальный ответ на решение власти нас наказать. Мы решили концептуализировать механизм опознания властными структурами опасности. В ответ на попытку преобразовать наш художественный жест в правонарушение, мы ответили преобразованием наказания в повод для высказывания. Так же, опубликовав объявление в интернете, мы предложили людям поучаствовать в уплате штрафа, собрав 500 рублей монетами не крупнее 50 копеек. В результате акции было собрано около 700 рублей и штраф был уплачен после долгих споров в банке и объяснений сотрудникам банка, что они виноваты в нашем штрафе в такой же степени как и мы.

Всю нашу деятельность мы рассматриваем как художественное исследование общественных отношений в условиях отчужденного труда, когда рабочий уже в состоянии купить собственное средство производства, но тем не менее отчуждается от продукта своего труда. В качестве политической альтернативы наши акции формулировали возможность иного, творческого отношения к продукту труда, но формулировки производились в художественном дискурсе и художественными средствами.

Биография
Максим Нерода свободный художник и куратор, до последнего времени занимался актуальной художественной практикой в открытых городских пространствах, основной целью которых было изучение языка политического искусства. В настоящее время стипендиат Robert Bosch Stiftung в области культурный менеджмент. (der Name des Programs — Kulturmanager aus Mittel- und Osteuropa der Robert Bosch Stiftung)

Метки: , ,

New posts: