Письмо Джорджа Мачунаса Томасу Шмиту – о Флуксусе. 1964 год

впервые на русском!

…Теперь позволь мне перейти к «идеологическому» аспекту. Для начала кратко и ясно объясню: (а) цели ФЛУКСУСА, затем (б) отвечу на твои вопросы. Тогда ты сможешь решить, хочешь ли быть связанным с ФЛУКСУСОМ. Если ты захочешь отмежеваться – мы передадим тебе авторские права (на твои работы) и вернем твои работы, официально исключим тебя из движения ФЛУКСУС. Ладно? Решение за тобой, не за нами.

(а) Задачи ФЛУКСУСА социальные (а не эстетические). Они близки (идеологически) к задачам советского объединения «Новый ЛЕФ» 1929 года и заключаются в постепенном изживании изящных искусств (музыки, театра, поэзии, художественной прозы, живописи, скульптуры и т.д. и т.п.). Вызвано это желанием остановить пустую трату материальных и человеческих ресурсов (к которым и ты относишься) и направить их на пользу общества. Например, на прикладные искусства (промышленный дизайн, журналистику, архитектуру, проектирование, печатная графика и т.д.) → эти сферы наиболее близки к изобразительным искусствам и являются лучшей альтернативой для художника. (Пока все понятно?)

Таким образом, ФЛУКСУС решительно против произведений искусства как бесполезных товаров, которые художники продают, чтобы заработать себе на жизнь. Они могут иметь временную педагогическую функцию: продемонстрировать людям бесполезность искусства на примере своей собственной никчемности. Но это не может длиться вечно. (Кстати, хороший метод – высмеивание искусства, высмеивание авангардного искусства! Или самоирония!– Ты это увидишь в первом выпуске газеты V TRE , которую я тебе высылаю в качестве печатного материала).

Fluxus!

Итак, ФЛУКСУС АНТИПРОФЕССИОНАЛЕН (против профессионального искусства и художников, живущих за счет искусства, или художников, посвящающих искусству все свое время, всю свою жизнь).

Также, ФЛУКСУС против искусства как средства ублажения эго художника, поскольку прикладные искусства занимаются решением реальных проблем, а не самовыражением художника и его эго. ФЛУКСУС должен стремиться к коллективному духу, анонимности и АНТИИНДИВИДУАЛИЗМУ, равно как к АНТИЕВРОПЕИЗМУ. (Европа – оплот профессионального искусства, искусства ради искусства, самовыражения художника через искусство и т.д. и т.п.).

Все эти концерты, публикации ФЛУКСУСА – промежуточные, временные (на несколько лет) меры, к которым мы прибегаем, покуда изящные искусства (или хотя бы их институциональные формы) не будет сведены на «нет», а художники не найдут другой работы. Поэтому важно, чтобы ты выбрал профессию, которой будешь зарабатывать на жизнь. Я постарался изложить все предельно кратко.

(б) Ответы на твои вопросы по идеологии:

1. Не бывает революционеров-любителей и революционеров-профессионалов. В революции должны участвовать все, а не только революционеры «по профессии». Есть одно основополагающее требование: революционер не может заниматься тем, что хочет свергнуть (или еще хуже – зарабатывать этим на жизнь). Из этого следует, что участники ФЛУКСУСА должны зарабатывать не деятельностью во ФЛУКСУСЕ, но найти себе работу (например, прикладное искусство) и таким образом способствовать развитию ФЛУКСУСА. ФЛУКСУС – не что-то там отвлеченное для занятий на досуге, а та самая работа, ради которой ты отказался (или откажешься в итоге) от изящных искусств. Лучшее произведение ФЛУКСУСА – предельно обезличенное, реди-мейд – как «Выход» Брехта – оно не требует ни от кого из нас специально подготовленного исполнения, но мы и так каждый день его исполняем. Так и наши фестивали устранят сами себя (и необходимость в них участвовать), как только они станут абсолютными реди-мейдами (как «Выход»). То же касается публикаций и других переходных занятий. Что ты будешь делать в таком случае?? Не вечно же жить за мамин счет (!).

2. В ответ на твой вопрос – режим дня ФЛУКСУСА таков: с 9 утра до 5 вечера – полезная для общества работа, дающая возможность заработать себе на жизнь; с 5 до 10 вечера – пропаганда своего образа жизни среди прочих праздных художников и коллекционеров, борьба с ними; с 12 ночи до 8 утра – сон (восьми часов вполне достаточно).

Не будет толку от пропаганды социальной политики ФЛУКСУСА, если ты сам паразитируешь на обществе. Это противоречиво.

Первый вопрос, возникающий у людей: «Ну, если вы против искусства как общественно бесполезной, паразитической деятельности, то чем вы зарабатываете?» Нельзя ответить: «Живу за мамин счет!» Это абсурд (потому что в таком случае ты – такой же паразит, как и художник, живущий за счет общества, ты не вносишь своей лепты). Ты увидишь, что настоящие революционеры как раз таки работают, занимаются тем, что проповедают и пропагандируют! Вот Кастро руководит правительством, а не только речи пишет (пропагандистские). Представь, как бы это выглядело, пиши он только речи, отдав руководство правительством кому-нибудь другому? Все революционеры из «Нового ЛЕФа» были действующими журналистами и прикладниками. Все члены ФЛУКСУСА (за исключением Пайка и тебя) работают, кто в прикладном искусстве, кто в других сферах.

(с) В итоге мы решили предложить тебе выбрать сферу – прикладное искусство, или что-то не связанное с искусством, – научиться этому и начать работать. Это и будет твоя деятельность для ФЛУКСУСА – выполнение работы полезной для общества и наслаждение ей, без необходимости заниматься искусством в свободное время. Конечно, у тебя есть выбор – выйти из ФЛУКСУСА и стать социальным паразитом и битником.

Обдумай все хорошенько и сообщи о своем решении в следующем письме. А пока мы оставим авторские права за собой.

Причины, принятых нами мер в отношении авторских прав:

1. В последствии мы уничтожим авторство и сделаем работы абсолютно анонимными – ликвидируем «эго» художника – автором будет «ФЛУКСУС». Мы не можем доверить каждому «художнику» самому избавиться от своего эго. Cобрав же все авторские права, мы в итоге заставим тех, кто медлит.
2. Имея все авторские права, мы тем самым пропагандируем коллективный подход взамен индивидуального.
3. Подписывая все произведения именем «ФЛУКСУС», мы добьемся широты распространения коллективной идеи произведений. К примеру: твои работы будут напечатаны или показаны с пометкой «с разрешения ФЛУКСУСА». Так люди поймут, что есть еще похожие работы, и узнают о Брехте, Шиоми, Пайке и других. Точно также, когда кто-то будет представлять Шиоми – заинтересованные люди через ФЛУКСУС узнают о Брехте, Пайке, о тебе. Понимаешь?

Перевод: Лиза Ординарцева

New posts: