Парадоксы цифрового релятивизма и продвижение сайтов

:’( – таким грустным смайликом с апострофом-слезой можно на языке он-лайновой коммуникации передать эмоциональное отношение к познавательным ресурсам цифровых технологий массмедиа.

А можно и таким: %-( , – что означает «глаза в кучку». Лаконичный и агрессивный рисунок смысла как утрированное выражение глобальной тенденции медийных технологий к «дебошу знаков», их «похищающих», размывающих и редуцирующих их значения.

Сформулированное Эрнстом Кассирером определение человека как «animal symbolicum» («Was ist der Mensch’Versuch ener Pilosophie der menschlichen Kultur» – Cassirer, 1960) и конкретизированное в утверждении о том, что с точки зрения антропологии человек характеризуется категориями информационных средств, только с помощью информационных средств он включается в общество и становится общественной личностью, – заложило основы исследования медийного самоопределения человека в процессе коэволюции общественной и технологической систем и получило развитие в беспрецедентной теории средств массовой информации, созданной классиками философии XX столетия М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Андерсом, Н. Постманом, Ю. Хабермасом, Л. Витгенштейном, Н. Луманом, в дальнейшем углубленной и расширенной М. Маклюэном, М. Кастельсом, М. Фуко, Ж. Бодрийяром, М. Хайдеггером, Ж-Ф Лиотаром, П. Вирилио и другими теоретиками «информационного общества». Продвижение сайтов от WebToAll как оптимальная практика только подтверждает общую правоту научной теории. Из множества концепций, введенных в оборот классической наукой в изучении медийного субъекта, принципиальное значение имеют теории Н. Постмана о новой эпистемологии средств массовой информации и коммуникации, «противной здравому смыслу», и теория языковых игр Л. Витгенштейна, предвосхитившая разработку теории перформативности коммуникативного действия.

Кризис рационализма как метода познавательной деятельности в естественной науке, зафиксированный в конце XX столетия, стал своеобразной индульгенцией для сфер гуманитарной практики, осмысляющих и отражающих бытие современного общества. Если «доцифровая» эпоха сбора и трансляции информации предписывала непреложность рациональной проверки истины на практике, то технологии цифрового производства знания вообще и социального – в частности, проблему неопределенности значений воплотили в стратегиях коммуникации.

Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. (отв.ред.) – Информационная эпоха вызовы человеку

New posts: