ОДЕКАЛ – последний литературный авангард эпохи СССР

Крупнейшее объединение разношерстной артистической богемы ОДЕКАЛ возникло в Перми в феврале 1991 года – на самом излете советского времени. Самая понятная расшифровка аббревиатуры ОДЕКАЛ – «Общество детей капитана Лебядкина». Возглавил группировку-движение Сергей Панин, он же Дадаграф. Далее цитируем один из первых программных сборников ОДЕКАЛа – «Пятнадцать человек на сундук от отца» (1992):

::: скачать PDF – 8Мб :::

«…Название взято в честь Игнатия Лебядкина чей бессмертный образ запечатлел в свое время Достоевский. А затем он облагораживал одним своим именем страницы Нарбута, Ходасевича, Олейникова, Архангельского, Ахматовой, Заболоцкого, Блока и проч. В монументальном труде о русском футуризме Владимир Марков правда называл его «более желанным в начале двадцатого века». В последнее время появился взгляд на Капитана как на отца отечественного сюрреализма. Террорист и поэт, военный и философ. Так или иначе, он всё сильнее входит в культуру, которой был в своё время сильно недооценен. И посему именно сейчас стало уместно появление семейства его детей. Их объединяет следование принципам эстетической графомании. Раскованность по отношению к традициям, нежелание совершать службу в «общем храме искусств». Создание своего личного храма, отсутствие ограничений разного порядка, например географических. На данный момент филиалы ОДЕКАЛ есть в Перми и Магадане. Но будем надеяться, что единомышленники сыщутся на всём протяжении Российской империи…»

Очевидно, что движение ОДЕКАЛ получило распространение, в чем можно убедиться прочитав более позднюю рецензию:

«ОДЕКАЛ: Общество Детей Капитана Лебядкина, Общество Детективирующих Кальмаров, Общество Обаронливания Деловых Калькуляторов и пр. и пр. – литературно-художественная группа Актёров Жизни, созданная в начале 90-х гг. ХХ века в Перми поэтами, художниками и рок-музыкантами местного панк-андерграунда. Идейные и художественные истоки творчества ОДЕКАЛа обнаруживаются в европейской школе абсурдизма и авангарда, начиная с маньеризма, барокко, барона Мюнхаузена, Лотреамона, Артюра Рембо, Гийома Апполинера, «проклятых поэтов», английской поэзии абсурда, Льюиса Кэррола и кончая германским экспрессионизмом, кубизмом, футуризмом, дадаизмом, сюрреализмом и абстракционизмом. Но наибольшее влияние на ОДЕКАЛ оказала всё же русская школа абсурда, метафорической и иронической поэзии, включающая таких мастеров эстетической графомании, пародии и иронии как барон Брамбеус, граф Хвостов, Бенедиктов, Иван Мятлев, Владимир Соловьёв, Василий Курочкин, Козьма Прутков, Достоевский (капитан Лебядкин), группа «Сатирикон», русские имажинисты, футуристы, ничевоки и, конечно же, знаменитые ОБЭРИУТЫ. Метафизика ОДЕКАЛа развивалась под серьёзным воздействием даосизма, дзен-буддизма, гностицизма, неоплатонизма, средневековой германской мистики (Ангелус Силезиус, Майстер Экхард, Якоб Бёме), философии нигилизма Дюшена, витализма Артура Шопенгауэра, Эдуарда Гартмана, Ницше, Киркегора, французских и русских экзистенциалистов (Сартра и Камю, Бердяева и Шестова), интуитивизма Бергсона, анархизма. ОДЕКАЛ является живой органической частицей мировой карнавальной, смеховой, игровой, трикстерской культуры, поэтому ему близки школы авантюрного, приключенческого и плутовского романа, сказочной фантастики, гротеска и юмора. Одекалоны не отделяют себя от рок- и джаз-культуры, особенно от её радикальных и экспериментаторских направлений: арт-рока, хард-рока, джаз-рока, панка, альтернативы, индастриалс, гранжа, готики и пр. пр., тем более, что в своё время активно участвовали в рок-движении». (К истории группы ОДЕКАЛ. Автор Сергей Дадаграф)

* И я, Сергей Тетерин, тоже участвовал как поэт в работе пермского отделения ОДЕКАЛ с 1991 по 1993 годы, в это же время я основал Секту Руркаманов и движение Ирландских террористов, что безупречно укладывалось в общее направление творчества и мысли группировки ОДЕКАЛ.

«Пятнадцать человек на сундук от отца» (1992)

«…в данном сборнике представлены плоды того занятия коему предаются все ничевсеки. это стихотворство, если спросите о тематикостилистических ограничениях можно ответить тоже что и об остальных. эгофутурная импозантность, светлая наивность, фонетическая заумь, пушкинская простота, тотальный центон. наклейка вырезанных из газеты слов. стихи на деньгах спичкоробках и проч. целые книги на рифмы из классиков, стихи как подписи к рисункам, записи снов и письма друзьям как стихи. тексты составленные из случайного материала механическими методами, отсутствие текста как текст, стихи как геометрические фигуры, комментарии к несуществующим текстам, и тому прочее, хотя естественно что дети лебядкина не станут творить ради того чтобы посмеяться над недалекостью соотечественников или ради создания правильного венка сонетов, а ради чего тогда, спросите у них самих».

::: скачать PDF – 8Мб :::

* Спасением данного сборника человечество обязано жителю г. Нью-Йорк melkore: «…продолжаю выкладывать в общедоступ оцифрованные советские самиздаты. сегодня хотел бы представить очередной образец печати на пишмашинке, с ручной вёрсткой и коленочным переплётом: коллективный труд под названием «Пятнадцать Человек на Сундук от Отца», подписанный Обществом Детей Капитана Лебядкина (ОДеКаЛ). общество было собрано в 1991-м году, книга напечатана в 1992-м. стихи носят характер футуристический». >>

UPD: Поэтика стихов капитана Лебядкина немыслима для ХIХ столетия. Это – стилистика обэриутов, Хармса, Введенского, Заболоцкого. Достоевский-стихотворец не просто предложил своими стихами некую словесную игру, но воплотил в литературу новый тип художественного мышления. Сам язык Лебядкина явил собою «провалы мирового смысла». Именно этот стилистический пласт впоследствии возьмет за основу Заболоцкий в «Столбцах» и сделает его нормой. Именно художественные новации стихов капитана Лебядкина, вытаскивающего из недр языка безумные речевые конструкции, лягут в основу стилистики смутного, разорванного сознания…

Академик И.Л.Волгин, президент Фонда Достоевского

New posts: