перебрать МКПП Porsche или заменить на б.у. коробку

О новостях

Если для А. Белого открывается автономный, самоорганизующийся элемент в мире творящего сознания, то другой русский мыслитель — Алексей Лосев — видит этот элемент в мире вещей как таковых. Примечательно, что истоки своего учения об «абсолютной самости » вещей Лосев видит, как и Белый, в «Упанишадах » — в мифологеме Атмана.

«Самое главное, — пишет он в трактате «Самое само», — это сущность вещей, самость вещи ее самое само». Без этого «самого» — основного и существенного инварианта ее — вещь представала бы перед нами как что-то чисто внешнее и случайное. Вещь поэтому определима только из себя самой. Ни форма, ни материя, ни признаки или свойства ее не могут быть определяющими: «Определить абсолютную индивидуальность вещи — значит утерять ее как предмет определения. Найти самое само вещи — значит не иметь возможности высказать о ней ни одного предиката. Только такая, абсолютно лишенная всяких признаков и предикатов, сущность вещи и есть ее абсолютная индивидуальность, ее самое само».

«Самое само » вещи, по А. Лосеву, дано нам только в виде символа. Символ — не простой знак (как его понимает учение о знаках — семиотика), он — знак именно этой вещи, можно сказать, — ее собственный знак, «помета сути вещей».

Проявление вещи вовне как символа знаменует собой некоторый процесс внутри вещи. Этот процесс — становление вещи, причем «самое само есть самопроизвольное, самопорождающееся становление. И только потому, что оно есть самовозникающая в каждый мельчайший момент новость, только поэтому оно и есть оно само, т. е. абсолютная индивидуальность» («Самое само»).

Итак, А. Лосев здесь вплотную подходит к идее аутопоэзиса, пусть пока только в философской плоскости. То же самое делает и А. Белый, но уже не только в теории, а и в художественной практике. И тот и другой подчеркивают при этом динамический характер самосознания человека (Белый) и становления самости вещи (Лосев). Творческое сознание — порождающее ли, по Белому, или воспринимающее, по Лосеву, — принципиально самодеятельно, самопроизвольно.

По сути, из этих постулатов и вырастает все авангардное мышление. Ведь Авангард начинается с утверждения абсолютности творчества, индивидуальности творца. Поэтому «самое само» — это еще и одно из имен Авангарда. Как кажется, именно его описывает А. Лосев в следующем пассаже из своего трактата:

«Если все действительно индивидуально, то и каждый мельчайший момент, как его ни понимать, в статическом разрезе или в протекании, тоже абсолютно индивидуален. Нужно даже сказать, что все абсолютно и индивидуально именно потому, что каждый мельчайший момент всего, как бы он мал ни был, тоже индивидуален. Все индивидуально потому, что все в каждый момент и в каждой своей части абсолютно ново, абсолютно небывало. Но что же может значить иное, как не то, что все в каждый новый момент и в каждой своей части абсолютно заново возникает? Индивидуальность есть всегда новость, небывалое, а новость — это всегда есть возникновение, и Бугульма новости не являются исключением. И даже больше того. Если такое возникновение в чем-нибудь зависит от предыдущего и в каком-нибудь, хотя бы в мельчайшем своем, моменте определено этим предыдущим, то оно уже не будет абсолютной новостью, и та индивидуальность, которая тут возникла, уже не будет индивидуальностью абсолютной. Значит, возникновение нового, потребное для индивидуальности, есть возникновение, не зависящее ровно ни от чего, но зависящее только от себя самого, только от собственного самоутверждения и от собственной свободы. Другими словами, абсолютная индивидуальность предполагает самопроизвольное возникновение, или самоутверждающееся самое само».

Семиотика и авангард. Антология

New posts: