О критике современного искусства

Мало кто из людей заинтересованных станет отрицать, что изобразительное искусство в последние годы хвалу и хулу вызывает приблизительно в равной мере. Критики современного искусства часто жалуются, что ныне почти не разглядеть наследия великих художественных традиций в беспокойной, наперегонки, порой озадачивающей деятельности, с которой ассоциируются молодые художники. На это, впрочем, можно бы возразить, что современное искусство, каким мы его понимаем сегодня, появилось век с лишним тому назад; также, как тогда, оно ставит себе задачи смелые и невиданные и решает их с пылом, до того в культуре нечастым, раздувая споры, разжигая страсти по обе стороны баррикад. Принципиальные противники современного искусства не хотят видеть, что его экспериментальная программа прорастает корнями в исконную философскую миссию искусства, которая и состоит в том, чтобы провоцировать острые вопросы, требовать не менее острых ответов, затрагивать самые насущные проблемы морали. В последнюю четверть двадцатого и первые годы двадцать первого века самое трудное для восприятия искусство критически высказывалось по таким вопросам, как роль художественного музея, легальность художественного рынка, своеобразие и смысл произведения искусства, место и функция художника в нашем технически развитом и, в самом широком смысле, демократическом обществе потребления.

Начиная с 1960-х и вплоть до двадцать первого века современное актуальное искусство доказало свою отдельность от окружающей культуры кино, рекламы и коммерческой графики, с которой по касательной, но все-таки соприкасается. Хотя поток ученых статей часто пытается подвести его под более масштабную общность — под тот «поворот» к изобразительности, который, по мнению многих, выражает собой наш постмодернистский мир, — актуальное изобразительное искусство требует более пристального внимания, побуждает к созданию более вдумчивых критических работ, взыскует более высокого уровня осведомленности, чем тот, на который могут надеяться рекламщики, телемагнаты и графики и другой высокооплачиваемый персонал. С точки зрения критика, поле международного изобразительного искусства теперь слишком многолюдно и энергозатратно, чтобы иметь возможность основательно рассмотреть каждого значимого художника, каждую группировку, каждую выставку.

ART TODAY. Актуальное искусство 1970-2005 / Брэндон Тейлор

New posts: