Настроение творческой интеллигенции

На Западе заподозрили, что необходима некая форма «возврата» к плотскому, чувственному, дабы преодолеть тот упадок духа, который овладел миром. Вслед за завершением американской войны во Вьетнаме в 1973 г. и уотергейтским скандалом, которым окончилось президентство Никсона, быстро последовала серия срывов в международной экономике, вызванных ценами на нефть и, как следствие этого, углубляющийся жилищный кризис; женщины боролись за свои права, этнические и сексуальные меньшинства — за свои; разгорался кризис в отношениях между капиталистическими и развивающимися странами. Массовому разочарованию в традиционной патриархальной культуре сопутствовало понимание, что радикальные социальные и художественные альтернативы контркультуры 1960-х имеют свои пределы. Настроение творческой интеллигенции на Западе к концу 70-х можно описать как смущение, смятение, замешательство.

Одна нью-йоркская критикесса, резюмируя состояние искусства к концу десятилетия, заканчивает перечисление ключевых слов периода: минимализм, формализм, постминимализм, искусство процесса, разрутнение (scatter works), ленд-арт, концептуализм, боди-арт, фотореализм — отчаянным вскриком, что «после начала 70-х слова подводят нас; словарь разваливается… больше нет терминов, которые действительно что-то значат». Помянув «шизофрению», «разобщение» и «путаницу понятий», она передает ощущения художников, которые видят, что все перепробованные ими альтернативы ортодоксальному модернизму пусты, исчерпаны, истощены — но не знают, куда ж им еще пойти.

Брэндон Тейлор

* Также на эту тему: …Как это часто случалось со многими художественными движениями, многие практики саунд-арта, приветствовавшие словосочетание "саунд-арт", не слишком доверяют самому термину…

New posts: