Мультики

Днем рождения рисованной мультипликации в Европе считается 30 августа 1877 г., когда было запатентовано изобретение француза Эмиля Рено — оптический прибор, позволявший видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение. Первую графическую ленту Эмиль Рено показал в Париже 28 октября 1892 г. В Японии же первый эксперимент с рисованным кино состоялся в 1907 г. Лента представляла собой полсотни кадров, изображение на которых было нанесено художником — кистью по целлулоиду. Киносюжет длился всего три секунды и заключался в том, что мальчик в матросском костюмчике писал мелом на доске слова кацудо сясин («движущиеся фотографии»). Все, что последовало вслед за этим событием, являлось не чем иным, как подражанием работам американских и европейских мультипликаторов. О японском происхождении первых лент свидетельствовали лишь робкие намеки на национальную одежду и прически рисованных персонажей, однако ни один из этих фильмов не сохранился до наших дней.

Не вдаваясь в подробности истории развития довоенной японской анимации, следует сказать, что многие японские художники много и достаточно успешно экспериментировали с анимационной техникой, стараясь найти свой индивидуальный творческий стиль. Так, один из ярких представителей первого поколения японских аниматоров Китаяма Сэйтаро вначале создавал свои мультики при помощи мела и доски, а позже стал работать с вырезанными из бумаги персонажами, снятыми на заранее заготовленном фоне. Правда, его собственная кинокомпания «Китаяма эйга сэйсакудзё» просуществовала сравнительно недолго и была уничтожена во время землетрясения 1923 г. Но многочисленные ученики, работавшие с ним на этой студии, продолжили свои собственные творческие эксперименты.

Один из них — легендарный Ямамото Санаэ — экранизировал в 1928 г. сказку «Величайший герой Японии Момотаро», которая вошла в классику искусства анимации Другой — Масаока Кэндзо — создал в 1933 г. первый в стране звуковой анимационный фильм «Мир силы и женщин», за что мастера иногда называют «отцом японской анимации». Но главное, к чему стремились японские экспериментаторы, — хоть на шаг приблизиться к уровню своих зарубежных кумиров — Уолта Диснея и братьев Флейшер, что на том этапе развития японских анимационных технологий, в условиях отсутствия мощной производственной базы, источников финансирования и профессиональных навыков, могло показаться лишь несбыточной мечтой.

Катасонова Е.Л. – Японцы в реальном и виртуальном мирах

New posts: