Маргиналы: история уральского андеграунда

Пару дней назад я приобрел увесистый фолиант «Маргиналы: уральский андеграунд». Инстинкт охотника за книгами все еще силен во мне: радуюсь например, когда заполучаю хорошую книгу изданную небольшим тиражом. А «Маргиналы», пожалуй, очень хорошая книга (1000 экз.)

Вообще это чудовищно подробная летопись окололитературной жизни Перми в 70-е и 80-е. Большинство героев живы и поныне, я их неплохо знаю. Книга открывает их с неожиданной стороны.

И вообще в жизни города много фактов, незаслуженно забытых. Например, «В тени Кадриорга» – «слайд-поэма» с живым чтением стихов Кальпиди и Дрожащих. Поэтическое аудиовизуальное шоу, так сказать. Несколько раз показывали в Перми, в том числе в кафе «Театральное» (»Стометровка») и в Театре кукол (1980-82). Ну и чем это не визуальная музыка, не советский видеоарт – «жидкие слайды» petchenkinПеченкина, которыми он занимался несколько лет – с 1980 по 1984-й, пока не запретил обком комсомола? Три экрана по два проектора «Свитязь-М» на каждый, лучи проходят через перетекающие и смешивающиеся разноцветные жидкости, типа раскрашенной соляной кислоты с глицерином и т.д. Виджейскую конструкцию Печенкин конструировал и переконструировал несколько лет, экспериментируя на первых комсомольских дискотеках. Потом вместе с Кальпиди применили в «Кадриорге».

Эта слайд-поэма «В тени Кадриорга» в начале 80-х колесила по области и дважды была показана в Москве (в Музее космонавтики и еще где-то). Интересно, почему Печенкин не объявлен в списке родоначальников виджеинга или видеоинсталляции в СССР? Хотя бы упомянули в Антологии российского видеоарта, рядом с казанским конструкторским бюро «Прометей». Казанские лазеры, похоже, рядом не лежали с пермскими жидкими слайдами.

Вопрос на самом деле риторический. Потому что не смогли поместить свой проект в память референтной группы – ни в Москве, ни даже тут в Перми. (Иначе отчего бы у пермских искусствоведов делаются такие круглые глаза при слове «видеоарт»).

В самом деле, хорошая книга.

New posts: