Лев Манович о Русской медиа культуре

Свежепереведенные тексты американского профессора визуальных искусств Мановича местами производят опьяняющее впечатление. Хотя целиком читать мозги бастовали поначалу.

Журнал SWITCH: В некоторых из ваших статей вы написали о Русской медиа культуре. Были ли здесь интересные эксперименты за последние несколько лет? И как Русская электронная культура отличается от Западно-Европейской и США культур?

Лев Манович: В 1997 я опубликовал статью, называвшуюся “За занавесом / Русское Новое Медиа Искусство” (“Behind the Screen / Russian New Media”), где я сделал несколько предположений, касаемо специфики Русского медиа искусства. Позднее я разговаривал с художниками о которых писал – они отрицали мои исследования. Они сказали, что чувствуют себя частью международной сцены и не думают о себе как о “Русских” художниках.

В России всегда происходит что-то интересное, но я пришел к заключению, что нам больше не стоит ожидать какой-то “национальной школы” Русского медиа искусства, по крайней мере, не в Интернете. Интернет функционирует как средство модернизации, примерно так, как другие средства связи действовали раньше – железные дороги, почта, телефон, машина, воздушные перелеты, радио. Интернет – это путь в единое социо-лингвистическое пространство, определяемое Евро-Английским словарем. Это способ для людей из разных мест попасть в современность – гомогенное пространство магазинов по обмену валюты, рекламы Кока-Колы, рэйвов и техно-клубов, компакт дисков и вечной молодости – символ движения и постоянных изменений, символ оставленных позади корней и традиций, пространство, где все может быть конвертировано в денежные знаки, также как компьютер может все конвертировать в биты.

Вот почему здесь, на Западе, мы не должны ожидать специфичного для какой-либо культуры Интернет искусства, не должны ждать Интернет диалектов национальных школ сетевого искусства. Это просто-напросто было бы противоречием. Ожидать от разных стран создания их собственных школ сетевого искусства – то же самое, что ожидать от них создания своих брэндов Кока-Колы. Единственное значение Кока-Колы, ее единственная функция – то, что она одинакова повсюду…

читать интервью целиком

Метки:

New posts: