Куда исчезли руркаманы?

Написал статью о пермских руркаманах для оккультного еженедельника.

Когда я впервые услышал о секте руркаманов, которых видели на улицах Перми в начале 90-х годов, я подумал – это наверняка розыгрыш. Неужели кому-то могло прийти в голову «на полном серьезе» обожествлять американского киноактера Микки Рурка?

Старая фотография Микки, висящая на стене у моего племянника, да смутно вспоминаемый сюжет фильма «Сердце Ангела» – вот всё, что всплывало в памяти по поводу «божества», когда я приступал к расследованию этой истории. Следов осталось немного: мои знакомые в Перми сходились на том, что десять лет назад в городе были замечены молодые люди, которые развешивали на улицах листовки с портретом Микки Рурка. «Присоединяйся к Рурке! – гласил текст. – Рурка с нами!». Секта было немногочисленной, по одним данным – пятнадцать, по другим – всего шесть человек. Возглавлял секту молодой поэт Антон К., на которого и снизошло откровение.
Я разыскал только одного бывшего члена секты руркаманов – Елену. Она давно замужем, мать двоих девочек, работает бухгалтером в магазине бытовой электроники. О том, как когда-то расклеивала на заборах портреты Микки Рурка, вспоминает стесняясь, но не без теплоты.
«Что было в этом плохого? – говорит Елена. – Антон первым понял, что Рурка – Бог. У него это случилось легко, основа веры сложилась буквально за день-два. Он посмотрел фильм – «Отходную молитву», кажется, и на следующее утро базовые постулаты уже отскакивали у него от зубов. Это было так необычно, что я поверила сразу».
В основе религиозного культа руркаманов лежала идея о том, что природа их божества – Рурки – «свет и ничего кроме света». Особо подчеркивалось, что Рурка – это не живой человек и киноактер Микки Рурк, а его видео-воплощение, которое приходило к руркаманам с телевизионных экранов. Только три фильма признавались каноническими – «Отходная молитва», «Дикая орхидея» и «Barfly». В каждом из них «божество Рурка» являлось своим адептам в трех ипостасях соответственно: Рурка-воин, Рурка-любовник и «падший Рурка». Руркаманы постоянно идентифицировали себя с одним их этих воплощений своего Бога, в зависимости от собственной жизненной ситуации. Как говорил «руркаман №1″ Антон К., «руркаманы бывают только трех видов – воины, любовники и падшие руркаманы». «Идентификация с Руркой – это должно стать нашей каждодневной работой, в этом вся суть!» – повторял он без конца.
Рурка также считался воплощением «божественного нарциссизма на Земле» и был покровителем высоких искусств, прежде всего стихотворчества. Покопавшись в столе, Елена находит пожелтевший листок с типичным произведением руркаманской поэзии:

Я как Рурка
Ты как Рурка
Мы как Рурки
Руркаманы-руркаманы
Пистолеты по карманам
Присоединяйся к Рурке, брат!

Этот бесхитростный гимн получил название «Первой ласточки Рурки», потому что на листе бумаги его буквы сливаются в нечто вроде тени от летящей птицы.
Елена вспоминает, как однажды им даже пришлось выступать на пермском радио. Антона пригласили для участия в живом ток-шоу по поводу выхода на экраны фильма «Пуля» с Микки Рурком в главной роли. В итоге главного руркамана просто выгнали из студии посередине передачи. Неожиданно для ведущих Антон заявил, что пермские руркаманы не признают этот фильм за подлинный, что настоящих фильмов с Руркой всего три, а остальные – дешевые подделки Вавилона. «И вообще, – добавил Антон, – как вы не видите – в этой вашей «Пуле» вместо Господа нашего Рурки играет загримированный китайский актер! Это же ясно как дважды два, посмотрите на его искаженное раскрашенное лицо!»
Скандал в эфире пошел на пользу популярности секты, и вскоре к ней присоединились еще несколько студентов университета и продавщица из отдела парфюмерии Яна. С Яной случилась некая загадочная история, подробности которой звучат по-разному из разных источников. Общее у всех версий одно: она была очень красивой, утонченной и фатальной девушкой и сыграла роковую роль в судьбе религиозной группировки. Что произошло на самом деле – покрыто завесой тайны. Секта распалась в течение одного месяца, бывшие друзья и единомышленники вмиг стали заклятыми врагами, а «отец-основатель» Антон К. без предупреждения исчез из Перми, и с тех пор его никто не видел.
«Говорили, что он уехал в Москву, – вспоминает Елена. – Что там он связался не то с растаманами, не то с сатанистами и едва не погиб от наркотиков. А недавно один наш общий знакомый показал мне распечатки каких-то электронных писем, которые он вроде бы получил от Антона из Парижа. Я ничего не знаю, что это за письма? Мне кажется, их можно подделать… Почему из Парижа, зачем Антону там быть?»
Она вздыхает, молчит, потом смотрит на меня каким-то новым, необычным взглядом. Мне кажется, что через личину взрослой семейной женщины вдруг проглядывает юная и романтичная студентка филфака, которой ничего не стоит взять и приклеить на кафедре листовку с надписью: «Рурка с нами!»
Помолчав, говорит тихо: «Может быть, Антона уже и нет на этом свете. Он из тех людей, которые не могут так долго быть незаметными».
Что же это было – движение руркаманов в далеком уральском городе, во времена раннего ельцинского капитализма? Как пермяки могли отнестись к молодым людям, проповедующим такую абсурдную идею? Рядом с руркаманами свои листовки расклеивали «белые братья», а зимой по замороженным пермским улицам парочками ходили американские мормоны, похожие на астронавтов. Недоверие к нестандартным и – как бы это поточнее сформулировать – «экспериментальным» культам было всеобщим и обязательным. Над руркаманами скорее всего смеялись, крутили у виска пальцем. Но они продолжали собираться у видеомагнитофона и смотреть снова и снова «канонические» фильмы, чтобы ежедневно «идентифицироваться с Руркой». Что искали они в свете своего видео-Бога, какие мистические откровения переживали? На чем крепла их вера? И почему именно женщина разрушила новорожденную «руркаманскую церковь»? Я хотел бы узнать ответы первым. И у меня есть ощущение, что эта история еще не закончена, что мы еще услышим о пермских адептах Рурки, верящих в невероятное. «Верую, ибо это абсурдно», как говорил философ Тертуллиан очень и очень давно. Какие же еще сюрпризы готовит нам теле-кино-видео-интернетный XXI век?

New posts: