Комиксы и детские городки

В 1920-е годы в США комикс-индустрия находилась буквально на пике своего подъема, и группа видных японских художников-карикатуристов, среди которых были Китадзава Ракутэн, Окамото Иппэй, Сисидо Сако, Асо Ютака и др., специально посетила США, чтобы изучить опыт своих американских коллег и распространить его в Японии. Вскоре издатели японских газет осознали влияние и популярность комиксов среди читателей и стали активно заказывать их известным художникам. Первым популярным японским комиксом нового поколения стал серийный четырехрисуночный (т.е. каждый выпуск состоял из четырех рисунков, рассказывающих одну небольшую историю) «Неунывающий папаша» Асо Ютака, созданный в 1924 г. для газеты «Хоти» специально, чтобы поднять настроение пострадавшим в страшном землетрясении 1923 г.

Почти сразу же наиболее популярные комиксы начали собирать и издавать в виде книг Это уже была новация чисто японского происхождения, которая сыграла определяющую роль в истории японского комикса. Сюжеты этих произведений в основном были комедийные и сатирические, в них изображалось и высмеивалось современное японское общество. Особую популярность вскоре при­обрел стиль манга под уже знакомым по литературе названием эро-гуро-нансэнсу — далекий от политики и жизненных проблем, но потешавший нетребовательных читателей, своего рода рисованные анекдоты.

Уже в начале XX в. в Японии появились и первые детские комиксы. В этой связи следует упомянуть три журнала издательства «Коданся»: для мальчиков — «Сёнэн курабу» (1914), для девочек— «Сёдзё курабу» (1923) и для малышей — «Ёнэн курабу» (1923). И это еще одно важное отличие японских комиксов — тендерная и возрастная направленность, которая четко обозначилась уже на раннем этапе развития этого жанра и стала ключом к успеху современных художников манга.

С приближением Второй мировой войны на службу агрессивной внешней по­литики Японии было поставлено буквально все — от материальных и людских резервов до искусства и средств массовой информации. Эротика и гротеск были потеснены армейским юмором. В манга стали царить темы патриотического воспитания и военных подвигов. Наиболее ярким представителем этого направления стал карикатурист Тагава Суйхо (1899-1989). Начиная с 1931 г. в течение десяти лет детский журнал «Сёнэн курабу» из номера в номер публиковал рисованный сериал «Гуляка Черныш», главный персонаж которого, пес, попал в армию и, несмотря на свою глупость и безалаберность, получил повышение в чине и прослыл героем. Как грибы под дождем, множились детские городки посвященные кумиру детей.

Военно-патриотическая тематика сошла со страниц лшига-изданий лишь в 1945 г., после капитуляции Японии. Тогда в страну мощным потоком хлынула американская печатная продукция, в том числе и последние издания комиксов. Это кардинальным образом повлияло на формирование нового стиля манга. Вме­сте с тем, в чем-то радикально изменившись под влиянием этой мощной американской культурной волны, японские художники продолжали сохранять в своем творчестве национальные традиции, зародившиеся задолго до того, как в Амери­ке появилась культура комиксов.

Катасонова Е.Л. – Японцы в реальном и виртуальном мирах

New posts: