Календари как часть ситуационной эстетики

Проект калифорнийского художника Майкла Эшера ставил целью уточнить понимание «ситуационной эстетики», согласно которой местоположение, в котором оказывается артефакт, является важнейшей, может быть, даже уникальной компонентой произведения. Эшер использовал пространство музея или галереи как физический ресурс, вклиниваясь в его осязаемый, материальный характер для того, чтобы предложить новое чтение привычных процессов, посредством которых создаются, выставляются и потребляются произведения искусства. Но не только – художника заинтересовал также такой таинственный процесс, как изготовление квартальных календарей. Для проекта, осуществленного в Художественном институте Отиса в Лос-Анджелесе в 1975 г., Эшер договорился, чтобы галерею закрыли на время проведения «шоу», а в холле вывесил объявление: «На этой выставке произведение искусства — это я» и, стало быть, перемешал местами идентичности художника и зрителя, не говоря уж о том, что оскорбил зрителя в его ожиданиях обрести в пространстве галереи утешение, очищение и утонченность. Годом ранее, также в Лос-Анджелесе, Эшер снял частную галерею, сломал перегородку между выставочным пространством и служебным помещением и, полностью уничтожив различия в ковровом покрытии и декоре, добился того, что все помещение, теперь лишенное картин, за исключением тех, что были, как обычно, уложены в конце офиса, таинственным образом оказалось удивительно цельным. Читатель может догадываться, что в результате вскрылось противоречие между эстетическим опытом и коммерцией. По словам Эшера, «зрители столкнулись с тем способом, каким их обычно вовлекают в разглядывание произведений искусства, и одновременно с тем, как развертывается галерейная структура и механизм ее действия.. . Если вопрос так не ставить, произведение искусства остается замкнутым в своем абстрактном эстетическом контексте, и тогда зритель волен окружать таинственностью его (произведения) актуальный и исторический смысл». Отсюда следует, что сговорчивый куратор может стать составной частью выставленной им художественной работы.

Брэндон Тейлор

New posts: