История с рыбкой

В плане отлаживания личной социальной адекватности, для меня оказалась очень значимой цитата о случае плагиата в среде московских художников – «история с рыбкой в блендере». Дело даже не в этичности примитивного воровства идеи, а в анализе того, как реагирует среда на явно сильное произведение. Это очень важно – понимать, в каком обществе живешь и как оно реагирует на «произведения искусства». В данном случае речь даже идет о московской среде, которая вроде бы более многообещающа, чем скажем пермская.

Цитата из журнала ZAART #8.
Стенограмма с круглого стола «Искусство: искусственное VS естественное», который состоялся 16 октября 2005 г. в Уральском Музее Молодежи (Екатеринбург).

…Прудникова А.Ю.: Мне вспомнился проект, представленный на Форуме художественных инициатив в августе этого года в Москве, который произвел на меня огромное впечатление. Можно сказать, что из-за него я совершила первое в своей жизни убийство. Проект «Шесть опытов с жизнью и смертью» представляла группа выпускников Московского Британского университета «Deadline». Он был посвящен естественным проявлениям человека – радость, смерть, секс, ненависть. Именно опыт испытания смертью оказался для меня роковым. На полочке стояло 6 блендеров, в 4-х плавают золотые рыбки, два уже пустые.

Рядом надпись: «Если вы хотите убить золотую рыбку, нажмите на красную кнопку, и рыбка умрет». Сначала я прошла мимо, потом мы начали обсуждать это с подругой и решили, что скорее всего это просто игра со зрителем, провокация, и красная кнопка – просто камуфляж. В итоге мы решились нажать на эту кнопку… и ничего не произошло. Читаем дальше: «Чтобы эта кнопка сработала, надо включить переходник». Тут уже мы смело включаем переходник, и наша золотая рыбка погибает. Я даже не знаю, как интерпретировать это событие. Потому что как художественный проект это очень опасно и спорно. Ведь сначала рыбку в блендер, а потом?

Соколовская М.: Вообще-то, изначально это проект датского художника Марка Эваристти, который показывал его пару лет назад. Тогда общество потребовало запретить его, работа была снята с выставки. А в Америке CNN, по-моему, проводили опрос – позволено ли художнику переступать какие-то этические границы, предлагать убить животное? И там возникла огромная дискуссия по этому поводу – а у нас, видимо, искусство настолько бездейственно, что мало того, что никто не заметил, что это плагиат, так никто и не стал думать над тем, этично это действие или нет. Это осталось только личным опытом некоторых посетителей.

А это фотоснимок, который я сделал на выставке Мизина и Шабурова, посвященной исследованию плагиатов, в галерее Гельмана 1 июня. Те самые блендеры (если Шабуров не мистифицировал).

Метки: ,

New posts: