Семья

Общеизвестно, что семья есть живое, конфликтное целое. Телевидение снимает напря­жение именно тем, что гасит конфликты в семейной жизни, и этим дает парадоксальный эф­фект: сохраняет семью, отделяя членов ее друг от друга. Семья за ужином молча сидит перед телевизором и смотрит на семью, которая спорит, смеется и любит. «Линденштрассе», «Мариен-хоф», «Хорошие времена, плохие времена» – все это функцио­нирует примерно так же, как фастфуд, семейная терапия, дет­ский сад и репетиторы для отстающих: все они представляют собой исполнителей семейных функций на субподряде.

Классический пассивный телезритель теперь, с проникнове­нием компьютеров в повседневность, обрел, однако, конкурен­та. По положению, которое занимает человек перед телевизо­ром, можно различить два вида отношения к воспринимаемо­му: lean back, то есть откинувшись назад, и seat forward, то есть наклонившись вперед. Многие телезрители не хотят больше пассивно перерабатывать информацию, а хотят активно втор­гаться в медиареальность. «Активно» в контексте медиа всегда означает «интерактивно». Одна из базовых истин серьезной медийной науки состоит в том, что массмедиа в принципе не могут быть интерактивными. Но стремление к активному ис­пользованию медиа сегодня столь сильно, что вынуждает тех­нологов и руководителей программ создавать устойчивую ви­димость интерактивности. «Дорогие телезрители» мобилизу­ются и требуют слова.

Естественно, зрители какой-либо передачи не могут точно так же участвовать в создании программы, как члены семьи – в составлении меню на неделю. Перед приемниками сидят мил­лионы, и уже попытка всерьез учесть пожелания сотни зрите­лей приведет канал в состояние хаоса. Интерактивность для народа должна, следовательно, организовываться иначе, и мы давно знаем принцип такой организации – это multiple choice. Мы можем выбирать из предложенных альтернатив, но не фор­мулировать собственную альтернативу. Поэтому в центр вни­мания выдвигается акт выбора. Причем главное – не то, что че­ловек выбирает, а то, что он выбирает.

Норберт БОЛЬЦ

New posts: