Фрэнк Стелла

Тем более удивительно, что в середине 70-х принялся усложнять свои живописные работы с какой-то демонстративной, почти эксгибиционистской пышностью такого ранга художник, как американец Фрэнк Стелла. Вослед своим минималистским, в черно-алюминиевую полосу картинам 3958-1960 гг., вослед своим живописным настенным рельефам в духе кубизма начала 70-х, Стелла теперь выпустил серию «Экзотические птицы» с ее произвольными кривыми, экспрессивным мазком и напористо-интенсивным цветом.

В те годы репутация Стеллы как одного из самых интеллектуальных художников его поколения служила гарантией того, что происходит целенаправленное и даже стратегически осознанное перевоплощение модернизма. Но как именно оно происходит? С точки зрения твердолобых концептуалистов, все еще свято верящих, что искусству должно сгореть в политическом плавильном котле — то есть ограничить себя документами или жестами непричастности, — новая живопись Стеллы выглядела экзотической, избыточной, даже барочной. С точки зрения его сторонников, термин «барочная» ассоциировал новые работы с аллегорическим импульсом, с усложненными способами видения. Геометрические шаблоны Стеллы, к примеру, можно рассматривать как аллегорию кубистской геометрии, которая сама по себе была уже иносказанием символистских, а также и натуралистических форм.

Брэндон Тейлор

New posts: