Взято тут steklomebel

Фотовыставка «Ловцы теней» в арткафе «Валида»

[пресс релиз]

The Shadow Catchers: Ловцы теней.
Американские фотохудожники и американские индейцы. Из коллекции Антона Никонова (Москва)

31 октября (вторник) в кафе «Валида» открывается уникальная фотовыставка исторической американской фотографии конца 19-го – начала 20-го веков. В объективе 23 фотополотен – американские индейцы: апачи, шайенны, сиу-дакота и другие. Работы в черно-белом исполнении, предоставлены пермско-московским коллекционером Антоном Никоновым, который пожелал приехать на открытие выставки и выступить с коротким вступительным словом. Выставка продлится до середины декабря.

Открытие выставки в 16 часов. Добро пожаловать

Адрес: Пермь, Комсомольский пр-т, 7.
Куратор выставки: Сергей Тетерин (8 902 835 30 69)

Под катом: избранные фото с выставки и доп. информация.

Индейцы считали фотографию магическим действием, сутью которого был процесс «поимки духа» человека, животного, или камня, поэтому они называли фотографов «Ловцами теней».

С самого начала колонизации Америки европейцы столкнулись с неизведанным народом, который, по ошибке, был назван «индейцами». Территорию нынешних США и Канады населяли тысячи племен, каждое – с уникальным языком, культурой, религией и т.д. Если у живших по соседству племен еще можно найти схожие черты, то племена с Атлантического и Тихооеканского побережий отличались друг от друга, как бушмены Намибии и жители Непала.

К середине 19 в. американцы начали осваивать континент к западу от р.Миссиссиппи. При этом они столкнулись с индейскими племенами, жившими на безграничных пространствах Великих Прерий, Скалистых гор и Юго-Запада США. В основном это были конные кочевые народы, экономика которых базировалась на охоте. Эти индейцы оказались достаточно воинственны, чтобы оказать упорное вооруженное сопротивление белым. Их борьба впоследствии была опоэтизирована и, в конце концов, образ воина-кочевника в головном уборе из перьев стал эталоном индейца в общественном сознании. В процессе создания этого образа важнейшую роль сыграли фотографы. Изобретение французом Дагером в 1839 г. фотографии произвело переворот в изобразительном искусстве. Однако первые фотографии – дагерротипы – отличались сложностью и дороговизной производства и ограниченными художественными возможностями. Лишь к концу 50-х годов 19 века появились технические возможности делать относительно дешевые студийные снимки. Тогда и появилась целая плеяда фотохудожников (Уильям Джэксон, Александр Гарднер, Антонио Шиндлер и др.), которые снимали вождей, посещавших г.Вашингтон в составе мирных делегаций.

Чарльз Белл, происходивший из семьи фотографов, был в числе пионеров студийного индейского портрета. В своей студии в 1870-80-х годах он снимал как групповые фото индейцев, так и портреты отдельных знаменитых вождей.

В это же время фотография вышла из студий, и многие художники снимали американских аборигенов в местах их проживания. Одним из первых таких фотографов был ученик Гарднера Тимоти О’Салливан. Он снимал аборигенов в 3 экспедициях, самая известная – Геологоразведочная и топографическая экспедиция Джорджа Уиллера 1871-73 гг., обследовавшая штат Невада, Долину Смерти в Калифорнии и каньон р.Колорадо в Аризоне. Его фотографии отличает беспристрастная оценка журналиста.

К фотографам подобного типа относится знаменитый хронист Юго-Запада Бен Уиттик, снимавший различные народы пуэбло (зуньи, хопи, лагуна, ислета и др.), пима и папаго, юма и племена южных атапасков – воинственных апачей и навахо. Он первым запечатлел Змеиный Танец индейцев хопи. По иронии судьбы умер от укуса гремучей змеи.

Индейцев хопи и навахо снимал и другой известный фотограф, Карл Мун, поставивший перед собой цель – запечатлеть индейцев в их естественной среде. Его взгляды на «естественную среду», безусловно, были романтичны, и он вносил художественный элемент в свои произведения.

Другим романтиком был Джозеф Диксон, который в начале XX века пытался запечатлеть образ «Исчезающей расы». Так он назвал свою книгу фотографий, снятых во время экспедиций к индейским племенам, финансирующихся Родманом Ванамейкером. Обладая фантастической энергией в 1909 г. смог собрать в резервации племени кроу (штат Монтана) на т.н. «Последний Великий индейский совет» представителей более 50 племен индейцев Прерий.

Но величайшим художником, снимавшим индейцев, стал Эдвард Шериф Кертис (1868-1952). Его тонкое чутье позволяло, несмотря на романтическое отношение к индейцам, сделать множество действительно прекрасных снимков, отличающихся как достоверностью, так и художественностью. Между 1898 и 1928 он сделал более 40000 негативов членов около 80 племен к западу от р. Миссиссиппи. Снял несколько документальных фильмов об индейцах. Кроме снимков и кино написал огромное количество комментариев, описывающих историю, быт, язык и религию аборигенов. Его работы, опубликованные в 20 томах под названием “The Indians of the United States and Alaska” (1906-1928), вошли в историю не только американской, но и мировой фотографии.

Количество фотографий, сделанных «Ловцами теней» огромно, притом, что многие со временем были утеряны. Одни фото отличаются высокими художественными особенностями, другие сосредоточены на документальной достоверности, но и те и другие запечатлели для потомков навсегда исчезнувший мир традиционной культуры аборигенов Северной Америки.
На выставке мы постарались показать оба направления индейской фотографии 19-20 веков – и журналистское, и художественное – в равном объеме.

Метки: ,

New posts: