Экспрессионизм и грузы по России

Экспрессионизм не ставит сознание превыше всего, но всегда включает сознание во все. В этом его единственное требование и единственный метод. Экспрессионистическое произведение искусства не только связано с сознанием художника, но и идентично ему. Художник творит свой мир по своему подобию. Пророческое «Я » достигло господства.

…И, верный своим релятивистским основаниям, экспрессионизм должен отказаться от всякой застывшей дефиниции своей сущности. Все, что о нем говорится, им подтверждается. Слово само переживает себя, а поскольку оно преследует некото¬рое понятие, то воспринимает себя как движение: всякое выражение сознания есть движение.
Движение: вот в чем дело. Экспрессионизм открыл движение и знает, что покой, и равновесие, и колоссальная косность мира и судьбы суть лишь движения. И в конечном счете экспрессионизм лишь достигает самого изначального познания, когда говорит о своем мире: Вначале было движение. Ибо и слово есть движение, и вначале было слово!

Важные сноски по теме транспорта:
* «идеей музыкального» (в шопенгауэровском смысле) — о месте музыки в философской системе Шопенгауэра см.: Asmuth Ch. Musik als Metaphysik: Platonische Idee, Kunst und Musik bei Arthur Schopenhauer// Philosophischer Gedanke und musikalischer Klang. Zum Wechselverhaltnis von Musik und Philosophic / Hgsg. von Ch. Asmuth, G. Scholtz und F.-D. Stammkotter. Frankfurt: Campus, 1999. S. 111-125.
* необычное сгущение (Verdichtung) — здесь возникает неожиданная параллель к фрейдистскому понятию «сгущения» («Verdichtung») (книга «Толкование сновидений» вышла в свет в конце 1899 г.). Эта параллель подкрепляется и исследовательской литературой, см.: ViettaS., Kemper H.-G. Expressionismus. 6. Aufl. Miinchen: Wilhelm Fink, 1997. S. 144-145. Макс Пикар писал о том, что в экспрессионистском искусстве «на место психологии выдвигается психоанализ» (см.: Picard М. Expressionismus // Theorie des Expressionismus / Hrsg. von O. F. Best. Stuttgart: Reclam, 1976. S. 77).
* ритм — одно из ключевых понятий философской и эстетической программы авангарда (в русской среде см., в частности, труды В.В. Кандинского, А. Белого и др.).
* …временная рефлексия произведения искусства — эта фраза, следующая за утверждением о «собственном измерении времени», устанавливает скрытую параллель к Эйнштейновой теории относительности (об Эйштейне речь у Хатвани пойдет в дальнейшем): ритм, по Хатвани, вносит такую же коррективу в «трехмерное» (ограниченное в старых эстетических категориях) понимание произведения искусства, как время — в опирающуюся только на трехмерное пространство модель физического универсума. — Показательный для тех лет интерес к теории относительности (см., например, интересный материал об этом в книге: Relativitatstheorie und Weltanschauung: Zur philosophischen und wissenschaftlich-politischen Wirkung Albert Einsteins. В.: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1967), в этом контексте свидетельствующий также о принципиальной возможности перенесения категорий физики в сферу эстетики,
* вечного возвращения — отсылка к книге Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».
* последний час натурализма — очевидно, речь идет о «жизнеподобном» искусстве вообще (а не специально о натурализме как художественном направлении последней трети XIX века).
* Новизна движения… описания — контекст, который здесь следует учитывать,— коренным образом изменившееся в первые десятилетия XX века ощущение жизненного темпа (во многом обусловленное широким распространением новых технологий, средств связи, видов транспорта и ростом крупных городов, а также увеличение общего количества перевозок грузов по россии). См. в связи с этим, например, главу под названием «Ускоренный темп, масс-медиа и их влияние на экспрессионизм» в Vietta & Kemper (Op. cit. S. 110-134).
* «психоцентрическая ориентация» мышления и ощущения — эстетическая и идеологическая программа экспрессионизма (как и других авангардистских течений) развивалась в контексте усилившегося в первые десятилетия XX века интереса к субъективно-идеалистическим течениям в философии, наиболее часто в этом ряду называют имена Э. Гуссерля и А. Бергсона. См., например: Fellmann F. Phanomenologie und Expressionismus. Freiburg; Miinchen: Alber, 1982.

Цит.: Пауль Хатвани

New posts: